«Тварь ли я дрожащая или право имею?» Эта вечная цитата из романа великого классика русской литературы как нельзя точно характеризует не только то, что проходили в школе на уроках литературы, но и, в гораздо более широком смысле, выбор, который порой ставят перед собой некоторые индивидуумы, наделённые властью. Для которых простые люди зачастую всего лишь разменная монета, а члены собственной семьи используются для достижения своих целей. А цель и есть сама власть, и тогда, по логике этих людей, получается, что руки развязаны, ведь право имеется на всё без ограничений.
- Спектакль «Лев зимой» режиссера Сергея Гинзбурга, театрально-концертной компании «Moscow Show», про самые ужасные стороны того, что власть делает с некоторыми людьми, поставлен по одноименной исторической пьесе американского писателя Джеймса Голдмена. В центре событий — стареющий король Англии Генрих II, который в 1183 году собирает на Рождество вокруг себя самых близких людей: жену Элеонору (которую сам же в тюрьму и заточил), любовницу, принцессу Элис (которую воспитывала сама Элеонора), и её брата, короля Франции Филиппа II (с которым за бокалом вина обсуждается, как монархи пойдут войной друг на друга, словно это не вопрос людских жизней, а очередная партия в шахматы), своих сыновей — Ричарда Львиное Сердце, Джеффри и Джона (которые только и ждут смерти отца, чтобы откусить лакомый кусок от королевства).
А начинается спектакль с фразы, услышав которую уже становится понятно, что будет дальше: «Убирайтесь, ублюдки!» — Генрих II (Максим Аверин), весь седой и уставший от жизни, но никак не отпускающий власть из своих рук, говорит такое своим сыновьям — Ричарду (Никита Тезин), Джеффри (Владимир Фекленко) и Джону (Сергей Соцердотский). Здесь даже нет намёка на тёплые семейные отношения, хотя, казалось бы – всё у вас есть, вы – королевская семья одной из сильнейших стран европейского средневековья. Но страх потерять силу, либо не обрести её в полной мере, рушит всё. И даже материнская любовь Элеоноры (Анна Якунина) к своим детям какая-то странная, скорее это даже расчёт.
Лишь холод, страх и недоверие присутствуют в отношениях между героями. Создатели спектакля попытались перенести эти же состояния на сцену с помощью декораций: их практически нет, лишь только четыре металлических куба, которые сами же актеры перемещали по сцене, превращая с их помощью пустое тёмное пространство то в тюрьму, то в банкетный зал, то в подземелье, то в покои короля. Ничего лишнего, никаких эмоций, никакой радости от жизни. Только страсть обладания властью в глазах героев.
Интересна эволюция героя Генриха II (Максим Аверин исполнил эту роль блестяще). В начале первого акта зритель видит его немощным, седым, лежащим на королевском ложе. Перед антрактом он слегка разошёлся, появилась, казалось бы, тяга к жизни, и за пару секунд до занавеса Максим Аверин ловким движением рук срывает с себя парик. У зрителя проскальзывает надежда, что король усвоил урок жизни и что финал спектакля будет более радужным. Тем более во втором акте Генрих II уже предстаёт перед залом сильно помолодевшим и более энергичным. Но не суждено: пьесу не переписать, а ход истории не изменить. Силы королю даёт лишь страх потери власти. И далее всё вокруг, как карточный домик, рушится всё быстрее и быстрее, а поступки людей всё более ужасают думающего зрителя. Спектакль заканчивается фразой, которую произносит Элеонора во время разговора со своим мужем: «Давай убьём их всех и будем жить вечно».
Постановку «Лев зимой» уместно сравнить с «Игрой престолов», если, конечно же, не рассматривать сериал только как развлекательный и захватывающий продукт. Аналогичный драйв, крутые сюжетные повороты и порой слишком низменные поступки людей. Спектакль для размышляющей публики: будьте уверены, что пищи для ума после его просмотра у вас будет предостаточно.
Автор Светлана Игнатова, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий