- «Всякая встреча больше, чем расставание. До встречи — пустота, ничто, а после расставания пустоты уже не бывает. Встретившись однажды, полностью расстаться невозможно».
- Евгений Водолазкин
«Лавр» — постановка, после просмотра которой, жизнь никогда уже не станет прежней. Спектакль проходит сквозь все тело и трансформирует его, происходит полное переосмысление сознания. Режиссерское творение Эдуарда Боякова, по одноименной книге Евгения Водолазкина, словно впрыскивает в кровь инновационную вакцину, регенерирующую и обновляющую весь организм. Начинаешь явственно ощущать, что времени не существует. Прошлое, настоящее, будущее — едины и существуют одновременно, сконцентрированы в одном мгновении. Этот спектакль о том, что в каждом периоде времени существует свой святой, благодаря которому время не кончается, а жизнь продолжается.
Перед началом спектакля на сцену вышел сам режиссер, Эдуард Владиславович Бояков, поприветствовал зрителей, поздравил с открытием театрального сезона, пригласил на премьеры, и выразил надежду, что этот вечер не принесет сожалений, ведь «Лавр» очень знаковая для театра постановка. Он рассказал, что «Новый Театр» является первым репертуарным театром с независимым статусом, но выстраивающий полноценную репертуарную политику во всем многообразии, адресуя спектакли и взрослым, и молодежи, и детям, работая как с классической, так и с современной драматургией.
Спектакль по роману «Лавр» первоначально шел на сцене МХАТ имени Горького. Год назад был обновлен, отредактирован и перенесен в репертуар «Нового Театра», созданного Эдуардом Бояковым. В нем современными художественными средствами описана жизнь праведника от рождения до кончины. По сути и в двух словах — это история о жизни и смерти. С приходом смерти начинаются скитания главного героя, рождением новой жизни они заканчиваются. Все существование Лавра направлено на то, чтоб искупить совершенный грех. В самом юном возрасте он остался сиротой и жил на попечении старца-отшельника. Когда пришла любовь, пришел и страх. Лавр, а в тот период еще Арсений, побоялся представить людям свою возлюбленную, побоялся взять ответственность, побоялся последствий. В результате мать и младенец погибли в родах. Хотя девушка молила привести повитуху, молила открыть их отношения, и взять в законные жены.
Всю оставшуюся жизнь Лавр посвятил покаянию. Он носил четыре имени в разные временные отрезки, которые соответствовали разным периодам его жизни: Арсений, Устин, Амвросий, Лавр. Его целью стал Иерусалим, где хотел молить бога о своей любимой Устине, мысленно она всегда была рядом с ним, оставалась вечной невенчанной женой. На пути Лавра ждали множество испытаний и духа и тела, множество встреч и соблазнов. Все персонажи яркие и запоминающиеся, все играют важную роль в жизни праведника, и заставляют зрителя глубже раскрывать для себя образ главного героя, переживать и проживать его историю. События былых времен и современность постоянно переплетаются, старославянский язык соседствует с новым русским, гусли с бас-гитарой, аутентичный фольклор и древнерусские напевы, невероятный вокал Варвары Котовой, с электронной музыкой, живой волк с компьютерными технологиями.
В самом начале, еще маленький Арсений сидит на сцене и слушает сказки своего наставника, познавая мир его глазами. Так же и зритель, постепенно раскручивая клубок событий, неспешно и осторожно познает внутренний мир героя. С помощью мультимедийных технологий пространство постоянно видоизменяется, иллюстрируя смену времен и эпох. Сидя в зрительном зале, в окружении других бьющихся сердец, возникает ощущение, будто, ты маленький ребенок, находишься перед огромной красочной книгой, перелистываешь страницы, разглядываешь картинки, страницу за страницей, неспешно, с удовольствием, а из книги выпархивают экзотические птицы, выпрыгивают животные, вырастают цветы. Мир вокруг заполняется живыми существами, людьми – наблюдаешь за сотворением Вселенной. Весь спектакль наполнен и пронизан глубокими христианскими мыслями, важными для любого из нас, которые доносятся через покаяние, на собственном опыте и примере Лавра, а не с помощью цитирования церковной литературы.
Важную роль играют декорации. На первом плане огромная металлическая конструкция в форме матрицы, символизирующая то дом, то пещеру, то корабль. Можно по-разному трактовать этот элемент, кто-то увидит в ней соты, кто-то иконостас. Герои, которые уходят из жизни мирской, переходят в метафорическую, поднимаются на лифте и занимают свободную ячейку, продолжают жить в параллельном мире и участвовать в спектакле, становятся рассказчиками, сопровождают Лавра духовно. Невозможно не упомянуть о блестящем актерском составе. Роль Лавра исполняют три актера в зависимости от того возраста, в котором прибывает герой. Старца Лавра и главного рассказчика играет Дмитрий Певцов, народный артист России. Играет на грани безумия, отчаяния и гениальности, непревзойденно, полностью погружаясь в образ персонажа. Леонид Якубович, народный артист РФ, исполняет роль старца Никандра, делая это с присущими ему особенностями и манерой речи, и даже под слоем грима угадываются знакомые черты лица. Валентин Клементьев, народный артист РФ, служивший во МХАТе им. М. Горького, ныне руководитель актерских мастерских в ГИТИСа и Школы Нового Театра воплотил на сцене врачевателя, приемного отца Арсения, на чье попечение остался мальчик-сирота.
Грех и святость идут в спектакле рука об руку. Постановка повествует о том, какой путь проходит тяжело согрешивший юноша, через врачевательство, бродяжничество, отшельничество, наконец, к осознанию и святости. В конце пути, достигнув цели, он понимает, что совершенно не обязательно всю жизнь куда-то идти, преодолевать и бороться с пространством, чтобы прийти к Богу, это можно делать и в стенах родного дома, духовно обогащаясь, стремясь вверх, а не по горизонтали. Лавр возвращается на родину, где ему предоставляется возможность искупить вину рождением новой жизни, которая дает ему успокоение и прощение. Смерть ради жизни. Жизнь ради новой жизни.
Автор Юлия Воропаева, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий