44
Июл. 13.

Комедия «Титаник»: «Океанический калейдоскоп от квартета «Заячий стон»

99Существует психологическая игра «Шесть шляп», которая часто используется на тренингах, в терапии, да и просто на вечеринках в качестве развлечения. Ее суть в том, что одну и ту же историю (ситуацию) участники рассказывают-проигрывают в различных жанрах, например, в виде сказки, мелодрамы или даже ужасов. Такой способ работы с материалом позволяет посмотреть на историю (ситуацию) с разных сторон. «Титаник. Комедия» в исполнении квартета «Заячий стон» очень похож на эту игру, но усовершенствованный и с использованием разных сценических средств (видеопроекции, анимация, танцы, песни, необычный реквизит). Актеры квартета существуют на сцене в смешанном формате, одновременно придерживаясь определенному сценарию и смело  импровизируя друг с другом и с зрительным залом.

Один из вопросов, который создатели постановки задают друг другу и зрителям:   «Почему в названии спектакля есть слово «комедия»? Когда уже можно шутить о столь трагических событиях?». Безусловно, крушение «Титаника» стало одной из самых страшных трагедий в мировой истории, но артисты очень уважительно к ней относятся, талантливо сочетая комедийные номера, эмоционально воодушевляющие скетчи, шутки  внутренние, профессиональные подколы.

Во время постановки сложилось ощущение, что создатели нашли самые знаковые явления современной жизни и трансформировали их в полноценный спектакль. Впрочем, и о самом крушении лайнеров столько документальных фильмов, книг, материала в интернете, а фильм «Титаник» Джеймса Кэмерона стал культовым и одним из самых кассовых в мировой истории кино! Кинематографичный прием из фильма Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» стал базой для сцены, посвященной другим вселенным. Три параллельных мира дают надежду на спасение пассажиров и вместе с тем вдохновляют нас, зрителей, заниматься тем, что нам хочется и чем мы «горим», даже если мечта кажется невыполнимой и странной, герои вселенных говорят, что нужно оставаться в первую очередь людьми, думающими о живых существах рядом и понимающими, к чему может привести внутренняя халатность, эгоистичность и безразличие. Однако в одной вселенной, в нашей, катастрофа случается, и в такие моменты происходит осознание того, что несмотря на юмористический характер сцены, трагедия произошла: зрители слышат звук, как будто лайнер с чем-то сталкивается, и на сцене начинает мигать свет. И снова драматический момент обрамлен интеллектуальным юмором. В это мгновение можно заметить забавную и умную отсылку к «Монти Пайтону» с их министерством глупых походок: на «Титанике. Комедии» будет министерство разжевывания спектакля, чья миссия заключается в объяснении зрителям, зачем такие световые и звуковые спецэффекты. 

Не найдется человека, который хотя бы раз в жизни не смотрел ситком! Каждый из нас хотя бы одну серию, может, даже случайно, но видел, поэтому зрителям понятны и иммерсивные штуки, и герои этой сценки: тут и типичный режиссер ситкома, которому надоели и артисты, и зрители, и его работа, и написанный текст на экране, видя который, зрители начинают аплодировать, смеяться или горестно возмущаться, и как будто не очень смешные и заезженные, но всё равно вызывающие смех шутки, и нарочитая актерская игра с максимумом эмоций. Но заканчивается всё не по-ситкомовски, а печально-комедийно, в духе номеров Чарли Чаплина: все знаки указывали на то, что герою не нужно лайнером отправляться в Нью-Йорк, но он всё равно садится на «Титаник». И даже находясь на тонущем лайнере, этот мужчина не хочет спасаться, потому что в его картине мира с хорошими людьми такая беда не случается. Из зрительного зала ему бросают круг в виде розового пончика (забавный и трогательный момент случился на спектакле 11 июля: зритель ещё до появления надписи на экране, кричащей, что нужно бросить круг на сцену, кидает его), герой ловит его, но вопрос остается открытым: он им воспользуется или нет?

44

Конечно же, квартет не мог не проиграть ситуацию, в которой оказались артисты, которые были на «Титанике». Лайнер уже тонет, шлюпки заполняются людьми с молниеносной скоростью, но актеры вынуждены доигрывать спектакль «Ромео и Джульетта», причем главный конфликт спектакля трансформируется, становясь человеческим и конкретным: люди пытаются любыми способами спастись, подставляя других, отбирая спасательные жилеты, даже переодеваясь в женщину, потому что только женщин и детей могут спасти. И снова конец сцены светло-трагический. Герои-мужчины понимают, что им не спастись, но это не повод провести последние часы в унынии! Актеры берут бутылки воды и изображают веронский фонтан, разбрызгивая воду очень артистично и музыкально. Получается очень визуально красивая сцена, такой симбиоз номера квартета «Il Divo» и визуального перфоманса.

В спектакле есть сцены, которые не так драматически развиты, но не менее интересны, этакие интермедии в модифицированных вариантах кабаре-номеров и оперы-буффа: реклама лайнера «Титаник», как средства избавления от всех бед; сцена о фейках от карикатурных боссов мафии в сиреневых шелковых халатах с сеточками на голове, чтобы прическа, не дай бог, не испортилась, и бедного матроса, который вынужден спасать лайнер в одиночку (важно! произнесите  слово «фейк» максимально томно и очень артистично — именно таким образом произносят его артисты); комедийные музыкальные  номера. Зрители услышали и затасканную по караоке и концертам песню «Life is life», в постановке повествующей о том, что всё в жизни подделка, и песню о неунывающем и жизнелюбивом омаре, который выжил, и музыкальный номер об одинокой льдине, встретившей свою любовь в лице лайнера. Они забавные, некоторые дополнены мультяшной анимацией и смешным ростовым костюмом, но их посыл всё равно несет в себе общечеловеческие ценности: стойкость духа, способность оставаться людьми с горящими сердцами, принятие себя и своего окружения. Красиво финалит это настроение конец спектакля, когда все артисты выходят по очереди на сцену, садятся на стулья, достают музыкальные инструменты (три скрипки и контрабас) и начинают играть, как и музыканты «Титаника», которые погибли во время крушения, потому что исполняли музыку для оставшихся пассажиров. Несмотря на трагедии, несчастья, у нас искусство, музыка, театр, есть другие люди, которые могут поддержать нас и которым мы можем дать тепло и любовь, поэтому шанс на спасение всегда есть.

Автор Ксения Вязьмикина, фотографии Эльвиры Салиевой можно посмотреть здесь 

Автор starlight1205 | Posted in Искусство, Комедия, Музыкальный спектакль, Новости, Развлечения, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *