«…Береги платье снову, а честь — смолоду». Все помнят это сакраментальное наставление-напутствие отца Петра Гринева из школьной программы, помнят сколько смысла и морали в повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина, последнего монументального сочинения поэта и прозаика. В премьере нового сезона 2024 г. Московский Губернский театр (МГТ), а именно его художественный руководитель и режиссёр Сергей Витальевич Безруков, рассматривают события пугачевского бунта с альтернативной точки зрения. Ставя возвышенные отношения Петра Гринева и Маши Мироновой во главу угла. Вокруг них бушует жестокий мир, наполненный предательством, отчаянием, ложью, смертью, но в нем есть место для отваги, мужества, сочувствия, всепрощения.
На сцене происходит военный суд над Петром Андреевичем Гриневым (Олег Савостюк). Уже прошло некоторое время после кровавого бунта, эмоции поутихли, произошедшие события переосмыслены, и перед героями повествования встают новые вопросы, как сохранить честь и достоинство, как простить убийц, искренне ли покаяние злодеев. Спектакль разделен на две части. В первой допрос Гринева ведет генерал Маврин (Сергей Вершинин), во второй Маша Миронова (Александра Лукьянова) приходит к императрице (Юлия Романович) за милостью и пересказывает свою версию событий. Примечательно то, что Петр, стараясь оградить любимую от встречи с убийцами своих родителей, трепетно оберегая ее, не упоминает о девушке вовсе. Маша же, в пылком юношеском порыве, пытаясь спасти суженого от позора, бесчестья и вечной каторги идет к той, кто единственная способна изменить приговор, святейшей Екатерине II, искренне и открыто пересказывая свою историю.
Перед началом спектакля в фойе прошла пресс-конференция, на которой Сергей Безруков и исполнители главных ролей Александра Лукьянова, Олег Савостюк, Антон Соколов (Швабрин) рассказали о том, как проходила работа над созданием постановки. Самое главное, что было важно для режиссёра, это дать злодеям покаяться, дать шанс и Швабрину и Пугачеву (Дмитрий Карташов) оправдаться. По прочтению произведения Швабрин не заслуживает ничего, кроме ненависти, несмотря на свою безумную больную любовь, такую сильную, что готов отдать девушку на растерзание. В спектакле трактовка такова, что образ героя может быть значительно сложнее и глубже. Сам Антон Соколов убежден, что Швабрин испытывает настоящие чувства, настолько, насколько способен на это и так, как умеет, пытаясь завладеть Машей, добиваясь своего, поэтому направляет все силы на то, чтобы продемонстрировать собственные достоинства и недостатки молодого соперника, но у него ничего не получается. Работа над постановкой шла пять лет. За это время многое изменилось. Изменилась и расстановка ролей. Антон, по первоначальному замыслу, должен был играть роль Гринева. Ему пришлось проделать большую работу и трансформироваться из положительного героя в отрицательного, но даже у отрицательного персонажа есть возможность покаяния.
Пугачев в спектакле тоже раскрывается по-новому. Перед зрителями человек, который переосмысливает события, рассказывая о том, что было. Он имеет свое отношение к произошедшему и способен каяться, готов к покаянию. Дмитрий Карташов, выступая еще и как ассистент режиссера, сам раскрывается новой гранью в этой роли. Его герой имеет свою казачью правду, но готов в чем-то признаваться, где-то не соглашаться с властью и обвинениями. Он поднимал, как тогда считал, униженных казаков и угнетенных крестьян на бунт за высокую идею. У этих людей была своя правда, невозможно оправдать только ту жестокость и зверства, которые они чинили на своем пути. Во время подготовки спектакля были использованы материалы и документы той эпохи, выдержки из допросов судебного слушания по делу о восстании Емельяна Пугачева, отсюда на сцене столько реализма и погружения возникает.
Следствие. Само расследование, которое происходит на сцене, звучит очень современно, по словам Сергея Витальевича, которое он взял за основу. Гринев на суде и сам старается оправдаться, желая привести факты и сознательно не желая упоминать Машу Миронову, дабы лишить ее очных ставок, представляя, что может испытать девушка, увидев палачей своих отца и матери, но таким образом подписав себе смертный приговор. Он боялся за психическое состояние любимой и решил не называть ее имя. Казнь волею государыни заменили на ссылку, но для дворянина лишиться всех чинов и доброго имени, хуже любой пытки.
Для режиссера было важно, чтобы герои, в первую очередь Петр и Маша, а вместе с ними и зрители, обращали особое внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивали принятые решения и последствия событий. Насколько они готовы оправдаться, спуститься в ад судейства и пройти дорасследование, снова пережить страшные моменты, ради спасения. Сергей Безруков, как бы создает спектакль в спектакле, театр в театре, показывая расследования, заставляя своих актеров тратиться и отдавая всего себя, как на бесчисленных предшествующих репетициях, так и на сцене. От этого образы и получились такими тонкими и трепетными, эмоциональными и естественными, а эмоции настоящими. Гринев и Миронова выступают перед судом, снова проигрывая случившееся, страшную, безумную, бессмысленную людскую жестокость.
В постановке нет крови, нет ужаса натурализма, несмотря на показанные жесточайшие события русского бунта, бессмысленного и беспощадного. Это важно для зрителей подросткового возраста, рассказывал художественный руководитель театра перед премьерой, даже копья казаков не копья, а деревянные палки. Комендант и комендантша в версии Маши Мироновой — скоморохи, которых пригласили изобразить жертв, поэтому спектакль рекомендован к просмотру возраст 12+, когда ребенок еще восприимчив и чувствителен, но уже действует осознанно и способен к состраданию и пониманию мотивации героев.
В спектакле МГТ «Капитанская дочка» есть и преступление, и наказание. Однако самая важная тема – покаяние. Тема, отвечающая духу времени, современная, попадающая в реальное время. Вопросы покаяния и всепрощения остро поднимаются в течении всех трех часов, что длятся два действия. Благодаря художнику-постановщику Максиму Обрезкову спектакль получился очень ярким. Невероятно зрелищные сцены поставлены с использованием воздушного змея, сделанного Гриневым из карты мира, без дела висевшей на стене, и массовое появление казаков, их спуск в зрительный зал с привлечением зрителей и народные гуляния при дворе императрицы и сцены казни, дуэли. Масштабно, впечатляюще и вдохновляюще. Весь творческий коллектив создателей внес весомый вклад в общее дело, воплотив пятилетнюю мечту. Невероятный свет (Александр Сиваев), потрясающие достоверные костюмы (Тамара Эшба), музыка (Александр Биллион) делают постановку уникальной и запоминающейся, такой, которая прочно и надолго войдет в репертуар замечательного московского театра.
Автор Юлия Воропаева, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий