Трудно быть невыросшим,
- Бестолковым нытиком,
- Слушаться всех выросших,
- А потом — дыра в груди,
- Никому не слышно твое „помоги“. ©
- Няганский ТЮЗ в рамках Фестиваля театров малых городов России привез в Москву золотомасочную «Калечину-Малечину». Спектакль поставила главный режиссер Театра Сойжин Жамбалова по одноименному роману современной писательницы Евгении Некрасовой. Выпущенный в 2018 году роман стал финалистом премии «НОС», в 2019 году стал финалистом литературной премии «Национальный бестселлер» и финалистом национальной литературной премии «Большая книга». В 2023 году в умелых режиссерских руках Сойжин роман обрел форму и, родившийся спектакль, собрал не меньшее количество наград.
Так что же скрывается за столь необычным названием? «Калечина-Малечина» — это история 11-летней девочки Кати, испытывающей сложности в отношениях с родителями, сверстниками, учителями. Ее не понимают, не поддерживают, она подвергается жесткому буллингу, помощи ждать ей неоткуда и все проблемы приходится проживать самой. В произведении затронуто огромное количество важных тем, связанных с взрослением и становлением в обществе.
Таких Кать вокруг нас огромное множество! Родители заняты зарабатыванием денег, на детей времени нет и они предоставлены сами себе.
«Работа воровала радость и силы. Катя видела, какими непригодными для жизни родители возвращались из гулливерского города».©
Но! Автор решил, что у Кати, непременно, все должно быть хорошо и придумал персонажа, который помогает девочке справиться с ее проблемами. В жизни Кати появляется Кикимора.
«Кикиморы: они — бывшие не пригодившиеся никому в мире живых невыросшие». ©
Тут у меня возник вопрос: откуда же взялась эта самая Кикимора? То ли это галлюцинации, появившиеся в результате отравления газом при попытке самоубийства (да, до такой степени отчаяния доходит героиня), то ли автор решил сделать что-то вроде русского народного фэнтези. Но, как бы там ни было, Кикимора помогает Кате и жизнь ее налаживается.
А теперь вернемся от содержания романа к спектаклю Няганского ТЮЗа. Малая сцена Театра Наций, совсем небольшой камерный зал, на сцене старые плюшевые собаки и огромные заборы из бетонных плит, которые уже «давят» своей клетчатой серостью. Спектакль начинается с песни, автором и исполнителем которой является Сойжин Жамбалова, ей же он и закончится. Девушка в белой льняной рубашке (Юлия Баранова) играет на скрипке и поет. Живой вокал, напоминающий народные песнопения, невероятно круто перемежается с записью, которая больше походит на речитатив. Девчонки в школьной форме прыгают на скакалках, мальчишки — играют в мячи. Полнейшее погружение в атмосферу с первых же минут и до самого финала «вынырнуть» из этой пронзительной истории нет ни единой возможности, зрителей увлекает и затягивает в водоворот событий.
Роль главной героини блестяще исполняет Мария Васильева. Маленькая, хрупкая девчонка в школьной форме, безразмерном вязаном свитере и хэбэшных колготках советских времен с детской непосредственностью рассказывает зрителям о своих неприятностях и проблемах, которые растут как снежный ком. Мария настолько вживается в роль Кати, что, глядя на нее, совершенно забываешь о том, что находишься в театре. Кажется, что это вовсе не актерская игра, а реальная жизнь маленькой девочки, улетающая в какую-то непроглядную адскую воронку.
«Катя катится-колошматится, Катя катится-колошматится – так себе считалка, но Катя всегда повторяла её, чтобы переждать что-то плохое».©
Родители Кати в исполнении Елены Киреевой и Дмитрия Дроздова озабочены лишь работой, до ребенка им дела нет. Мама не успевает утром заплести Кате косу и эта, казалось бы, незначительная деталь является стартовой точкой всех тех неприятных событий, которые предшествует появлению Кикиморы.
Одноклассники Кати: Лара (Анастасия Крепкина), Вика (Александра Казанцева), Сомов (Мирон Слюсарь) и Панкратов (Василий Казанцев), все они являются олицетворением тех жестоких детей, которые не принимают более слабых, непохожих, не таких, как они, ребят. Жесткий буллинг, травля — это то, что происходит, когда пересекаются жизненные пути таких вот подростков, и никому ненужных, непонятых Кать, которым лишь ночь приносит покой и радость.
«Хочешь – улыбайся, хочешь – трогай себя, хочешь – думай что хочешь, хочешь – представляй, как водные разводы на потолке превращаются то во дворец, то в голого человека, то в ботинок».©
Актеры, исполняющие роли одноклассников, ребята молодые, у которых в памяти еще свежи воспоминания о школьных годах. Им даже не приходится играть, они живут на сцене и особо остро это понимаешь, когда наступает минутка воспоминаний, когда каждый актер вновь становится самими собой и рассказывает зрителям свои детские воспоминания. Это как исповедь, ведь каждый делится такой историей, от которой сердце сжимается и слезы наворачиваются на глаза. Неблагополучные семьи с пьющими отцами, голодное детство, когда покушать доводится лишь в гостях, и теплые воспоминания о бабушках — единственных людях, которым до тебя было дело. Каждая рассказанная история бьет наотмашь, давая понять как беззащитны и одиноки бывают дети, усиливают эмоциональность рассказов черно-белые видеопроекции на бетонных стенах. На видео актеры в обычной жизни: дома с детьми, с друзьями, гуляющие в парке с собакой, такой разительный контраст просто выбивает.
Для меня спектакль разделился на две части: до антракта жестокая реальность окружающего мира и после антракта — мир фантазий с оттенками русского фольклора. Именно во второй части появляется мифическая Кикимора, которую сыграла Юлия Баранова. С ее появлением все герои облачаются в причудливые маски, а в жизни Кати начинают происходить странные, порой необъяснимые события.
Самым страшным и эмоционально напряженным моментом лично для меня стал эпизод с дядей Юрой (Василий Казанцев). Тут так отчетливо повеяло педофилией, что я мысленно вопила «пожалуйста, только не это». Удивительно, как легко идут на такой запретный неправильный контакт дети, услышав, что хоть кто-то, пусть даже чужие люди, считают их красивыми, хорошими, нужными.
Спектакль сложный, эмоциональный, он держит в напряжении с самого начала и не отпускает даже после завершения. Он заставляет вновь вернуться в детство и вспоминать. Он заставляет задуматься о детях, об их жизни в нашем, порой очень жестоком, социуме. Такие постановки вскрывают как гнойный нарыв самые острые проблемы нашего общества. Очень хочется верить в то, что если гнойники будут регулярно вскрываться и промываться, то они постепенно излечатся и наша жизнь станет лучше, а люди добрее, отзывчивее и внимательнее, особенно к нежным и легко ранимым невыросшим. Возможно, именно благодаря таким постановкам людей с калечеными душами станет меньше.
- «Не покличет ли кто Калечину погадать о вечере?»
- У Калечины одна — деревянная нога,
- У Малечины одна — деревянная рука,
- У Калечины-Малечины один глаз —
- маленький, да удаленький. (Алексей Ремизов)
Автор Нина Железнова, в публикации использованы фотографии из официального паблика Няганского ТЮЗа ВКонтакте
Добавить комментарий