BeU8-fdN-n0
Май. 03.

«Иуда». Премьера спектакля Светланы Бутузовой на сцене OFF-театра

BeU8-fdN-n0Библейскую тематику ставят активно и бесстрашно — и очень часто такие постановки объединяют людей. Объединяют агностиков, атеистов и религиозных в желании собраться и устроить темную режиссеру-постановщику, да и актерам, до кучи.

На сегодняшнюю премьеру «Иуды» Театра «Многоточие»  режиссера Светланы Викторовны Бутузовой я шла с изрядной долей скепсиса — и ошиблась. Еще до третьего звонка режиссер объявила что посадка будет нестандартной, и проходить в зал следует по рядам — а она укажет, кому и где расположиться. Кому-то предложили вместо центра первого сесть на пятый сбоку, и наоборот, а несколько зрителей очутились и вовсе на стульях на сцене. Никто не спорил — а концепция этого раскрылась только в сам конце, уже в процессе обсуждений постановки с творческим коллективом театра, и пускай для следующих вся эта история останется загадкой до личного визита.

Кстати, по ходу действия нас ожидали еще некоторые интерактивы, которые помогли окончательно погрузиться в происходящее на сцене, прикоснуться в самом прямом смысле к спектаклю и исполнителям. Часто такие ходы выглядят натуженными, притянутыми за уши, и хочется отстраниться, лишь бы тебя не тронули — но всего этого удалось избежать вечером 25 апреля в небольшом камерном зале в Большом Сухаревском переулке.

А теперь хотелось бы притормозить на частностях — а именно — на актерах.

В этот вечер меня поджидали сразу два ярких открытия — Эдгард Арутюнов и Лили Журавлева, Иуда и Магдалина соответственно.

TQxRR32vNso

Иуда Эдгарда вышел абсолютно живым, не чёрным и не белым, и без наигранного пафоса и гипертрофированных метаний (прим.: сразу вспоминаем ИХС в театре Моссовета, который я изощренно костерю, мою кости исполнителя — но с упорством, достойным лучшего применения продолжаю посещать).

В этой постановке персонаж получился настоящим, а не каменной поделкой из палаты мер и весов.

Очаровательная женственная Лили, мягкая светлая раскаявшаяся грешница отлично вписывается в мое представление о «вечной и непорочной блуднице», и помимо этого украшает собой весь спектакль.

Рекомендую ли? Однозначно да, даже тем, кто скептически настроен к молодым и независимым театральным коллективам — вас ожидает приятный сюрприз.

 

Автор Дария Кукушина, фотографии автора можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



  • Мария Годлевская says:
    06.07.2024 at 12:29 пп - Ответить

    «49 И абие приступль ко Иисусови, рече: радуйся, равви. И облобыза его.
    50 Иисус же рече ему: друже, (твори,) на неже еси пришел. Тогда приступльше возложиша руце на Иисуса и яша его.
    51 И се, един от сущих со Иисусом, простер руку, извлече нож свой, и удари раба архиереова, и уреза ему ухо.
    52 Тогда глагола ему Иисус: возврати нож твой в место его: вси бо приемшии нож ножем погибнут(…)»

    © Евангелие от Матфея 26 глава, Библия (Елизаветинская Библия)

    Чтобы понимать, о чем речь в спектакле режиссера Светланы Бутузовой «Иуда» театра «Многоточие», не обязательно читать Евангелие. Впрочем, постановка и не по Евангелию вовсе, а по повести «Иуда Искариот» русского писателя Леонида Андреева. Лично для меня это абсолютно новый взгляд на библейскую историю о предательстве Иудой Иисуса и на ее участников. Это разделило меня ненадолго на две части. Как человек православный и привыкший во всем, что касается веры, опираться на классические православные тексты, я предпочла отключить эту часть своей личности на время просмотра и анализа спектакля. А вот маленькому любопытному философу внутри себя я дала полную свободу, чтобы вдуматься в версию Леонида Андреева и неизменного режиссера театра «Многоточие» Светланы Бутузовой, и сделать какие-то свои выводы.

    Прежде всего, очень непривычно видеть Иуду в главной роли, а Иисуса персонажем второго плана. Но этот взгляд будто бы изнутри позволяет нам анализировать поступок Иуды, представить его размышления, задуматься над его чувствами, выслушать его, понять, даже простить. Да, именно простить, потому что в этой версии деяние Иуды, рассматривается как деяние, совершенное из любви к Спасителю. Ведь этим самым он помог ему осуществить божественное предназначение, понимал которое единственным из всех учеников. К тому же, не только он предал Иисуса, но и все те, кто не вступился, бездействовал, спасал свои шкуры, — это соучастие, а значит, Христа подтолкнули к смерти все, кто его окружал. Благочестивые намерения Иуды доказывает и тот факт, что он единственный, кто не отрекся от Христа, как все остальные, ведь даже Петр отрекался троекратно. К тому же, Иуда последовал за Спасителем до конца, первый отдал свою жизнь за него, несмотря на то, что самоубийство — тяжкий грех, и за него Иуда вряд ли попадет в Рай. Да и вообще, если рассуждать логически, то будучи казначеем, украсть небольшую сумму, потом предать друзей, вернуть деньги и повеситься совершенно не логично для движимого жаждой наживы человека.

    Я знаю, что вы уже готовы опровергнуть мои слова, поспорить, я и сама готова теперь много дискутировать на эту тему, материала для размышления у меня достаточно. Для тех, кто подготовил свои пальчики для написания большого комментария, обращу особое внимание, что это не мои домыслы, это авторская трактовка Леонида Андреева библейского рассказа, основанная, я так понимаю, на теологическо-философской книге «Жизнь Иисуса» историка Эрнеста Ренана и теолога Давида Штрауса, которую он просил у брата в письме. И вообще, различные теории предательства Иуды выдвигало немалое количество теологов и историков, и основывались они на древних материалах. Одним из таких стала часть папируса «Кодекс Чакос», обнаруженная в Египте в 1970-х годах и впоследствии получившая название «Евангелие Иуды». Из его текстов следует, что Иуда Искариот — единственный ученик Христа, которому Иисус Христос открыл все таинства Царства Небесного. Тема очень обширная и очень интересная для погружения, но для изучения необходимо большое количество времени. А мы вернемся к спектаклю «Иуда».

    Каков же Иуда в постановке? Недоверчивый и озлобленный, он словно ищет спасения в Христе. Как недолюбленный ребенок, он ревнует и постоянно ищет подтверждения этому в отношении Спасителя к нему, и не найдя (ибо Иисус любит всех равно) сокрушается: «Почему же Иисус не любит меня?» Его душа мечется, он страдает и пытается понять, почему же так любят Иисуса, и почему так доверяют ему. Он чувствует себя лишним в кругу других апостолов, не может найти себе места и покоя. Почему-то он напомнил мне одичавшего пса, который и тянется к человеку, и одновременно боится, поэтому огрызается и пытается прикусить руку человека, протягивающего пищу и желающего приласкать. Внешне по книге он должен быть с бугроватым лицом, рыжий, неприятный, одним словом — отталкивающий. Однако, роль его исполнил очень привлекательный актер Эдгард Арутюнов. Ему удалось полностью воплотить омерзительную натура Иуды лишь через передачу его внутренних непривлекательных качеств, и в то же время, передать зрителям всю боль его душевных метаний, терзающих его изнутри безмерно. Я сидела на первом ряду и видела прекрасно все эмоции, каждую морщинку и каждую слезинку, я чувствовала боль главного персонажа, браво! Это изумительная актерская работа, тем более, несмотря на реплики других персонажей, эту постановку я смело могу назвать моноспектаклем, — это спектакль одного персонажа, одного актера, одной истории.

    Других персонажей, даже самого Иисуса, можно назвать скорее массовкой, дающей несколько необходимых для лучшего понимания реплик, наполняющих собой пространство и создающих атмосферу, я бы сказала, некоторого безумия. Возможно, я ошибаюсь, но зрители видят происходящее его (Иуды) глазами. Леонид Даценко исполнил роль Иисуса, и сделал это максимально нейтрально. Объясню — он одухотворен, спокоен и его образ ничем не заденет в негативном смысле чувства верующих зрителей. А вот Артем Брагин дважды выбивал из состояния погруженности в действие своими перебоями с текстом, и это очень обидно, когда промах у актера случается на пике зрительских эмоций. Кстати, о погружении, — помимо актерской игры, ему способствуют еще две составляющих. Во-первых, очень камерный зал, в котором просто невозможно находиться в отдельном от актеров пространстве. А во-вторых, иммерсив: актеры вовлекают зрителей в один из эпизодов спектакля, выводя на сцену, а еще используют как сценическое пространство лестницу в зале, что само по себе весьма оригинально, ведь эта лестница ведет наверх, к свету (софитам). Декораций немного — длинный стол и табуреты, которые, словно свои кресты, персонажи, уходя, уносили с собой. Декорации, символизирующие «Тайную вечерю», а больше и не нужно. Очень интересно обыгран финал, рассказывать на стану, смотрите сами. И еще отдельная благодарность таинственному художнику по свету, — изумительная работа.

    Итогом для меня стали глубокие размышления и долгие часы изучения материалов по вариациям истории предательства Иудой Спасителя. Но самое главное это то, что спектакль «Иуда» тронул, заинтриговал и очень мне запомнился, так что вот уже вторую неделю не выходит у меня из головы. А если вы все еще сомневаетесь, поведаю впечатления о самом театре. Вас здесь всегда встретят с улыбкой, угостят чаем или газировкой и конфетами. Вы обязательно почувствуете себя дорогим гостем, и это очень важно. Верно ведь говорят, что театр начинается с вешалки. Увидимся в театре «Многоточие»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *