Ноя. 27.

«Ионыч»: отсутствие любви разрушает жизнь

26 ноября на Новой сцене Театра имени Вахтангова состоялась премьера спектакля «Ионыч» по одноименному рассказу А.П. Чехова в постановке Олега Долина. Из короткого рассказа получился полноценный, тонкий и драматичный спектакль. Трудно представить, но главное действующее лицо в этом рассказе — любовь. «О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство, и кто испытал его хоть раз, тот не станет передавать его на словах. К чему предисловия, описания? К чему ненужное красноречие? Любовь моя безгранична…» Отсутствие любви полностью разрушает жизнь двух людей.

Классика не стареет никогда и рассказ «Ионыч» актуален как никогда, хотя, конечно, жаль, что человечество, как заметил режиссер спектакля Олег Долин «ходит по кругу» и совершенно ничего не меняется. Для меня ещё такой момент в этом рассказе страшен: Катя предложение руки и сердца получает в 18 лет, потом проходит четыре года и она возвращается домой. Ей всего 22 года. Жизнь ее помотала, мечта не сбылась, Старцев переменился к ней и жизнь кончена, ничего хорошего не ждёт ее впереди.

У первых зрителей возник вопрос: кто виноват в такой перемене Старцева, что его сделало таким? «На эти вопросы, как правило, жизнь ответы не дает. Но зато для этого у нас есть театр и у нас есть возможность просто заново поднять эти вопросы для себя,» — считает исполнительница роли Кати Ася Домская. Я согласна с ней. Никто не виноват, что Дмитрий Ионыч стал тучен и груб, полюбил денежки, оброс недвижимостью. После отказа (на мой взгляд, совершенно не логичного, ведь они так весело гуляли в саду и болтали о том, о сём) он закрыл свое сердце такой толстой бронёй, что сквозь нее ничего не проникало.

На самом деле, он был достойным человеком: дьячковский сын, который смог выучится на врача, упорно работал и набирался практики, не жалея сил. Своего положения в обществе он добился упорным трудом. Но после того, как ему разбили сердце, он устроил свою жизнь таким образом, чтобы не было и дуновения каких-то душевных страданий и мук. Кате, думаю, стоит винить лишь себя за свою загубленную жизнь.

Но тут опять встаёт интересный вопрос, весьма актуальный и сейчас: насколько детям надо давать свободу, как тщательно надо защищать их от окружающего мира, нужно ли их безоглядно поддерживать в  стремлениях. Удивительно, рассказ написан Чеховым более 120 лет назад, но вопросы отношения отцов и детей, вопросы, как найти и сохранить любовь в сердце, всё ещё актуальны и нет готовых рецептов.

Постановочной группой во главе с Олегом Долиным придумано очень много фишек, которые невероятно украшают спектакль и делают небольшой рассказ той самой постановкой, от которой невозможно оторваться на протяжении всего времени. Четыре года, что прошли с предложения Кате «Котику», в рассказе занимают пару абзацев, а в спектакле это целая отдельная и весьма активная сцена, где эмоциональная составляющая сменяется пластической. Здесь даже нашлось место памятнику П.И. Чайковскому.

Очень красивой получилась сцена на кладбище: белые статуи в лёгких развивающихся одеждах, звуки ночных животных — выглядело очень красиво. Конечно, самым эффектным моментом стало окончание спектакля. По тексту Чехова в конце рассказа  земский врач стал очень тучен и мне было интересно как это будет реализовано. Мне кажется, многим даже стало страшно в кого превратился милейший Дмитрий Ионыч.

Отдельно хочется рассказать о двух вымышленных персонажах, которых нет у Чехова, но которые очень важны в этом спектакле. В программке они обозначены как Графиня из романа (Ирина Смирнова) и Художник из романа (Павел Юдин). Эти герои одеты в алые одежды и сразу привлекают внимание зрителей. «Мы выполняем роль рока, судьбы, которые довлеют над всей этой очень сложной чеховской нашей историей. Это такая красная нить, которая проходит через весь спектакль, отождествляет и маму, и Катю, всю эту сложность, всю эту душевную кровавость, которая по итогу остаётся с героями в финале,» — рассказала Ирина Смирнова.

В спектакле есть одна невероятная сцена, смысл которой каждый зритель должен найти сам. Как нам пояснили актеры после спектакля, это про то, что выбирая профессию артиста, человеку приходится отказаться от своего я, иногда перешагнуть через себя, время от времени переломить себя. И часто это бывает непросто.

Хочу выразить восхищение Асе Домской (Катя («Котик») Туркина)! Ее невероятное перевоплощение от девушки в белом платье, воздушной и вообще ничего не берущей в голову, к героине в черном платье, которую потрепала жизнь, развеявшая все ее мечты и капризы, получилось великолепным. Действительно это два разных человека. Она сама призналась, что работа над ролью далась ей нелегко, ей приходилось прилагать усилия, чтоб отстраниться от своей героини и перестать плакать.

Юрий Поляк в образе доктора Старцева был весьма убедителен в своем образе. В начале спектакля — это чистый и наивный молодой человек, который очень неловок при первой встрече, а на кладбище он громко кричит: «Я хочу, я жажду любви! Во что бы то ни стало!» И в какую страшную человеческую груду превратился Дмитрий Ионыч в конце спектакля!

Потрясающий спектакль! И это, как отметил на своей странице директор Театра Кирилл Крок, при совсем малом бюджете. В спектакле участвуют совсем молодые артисты, вчерашние выпускники Театрального института имени Щукина, которые состоят в стажерской группе, и они отлично справились, не хуже своих опытных коллег.

Тема любви, а уж тем более ее отсутствие, всегда трогает зрителя и вызывает глубокие переживания. Я отношусь к той публике, которая всё пропускает через себя. И после таких спектаклей жалко всех, но при этом понимаешь, что нет виноватых..

Автор Марина Казакова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть  здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *