И вот я в предвкушении стою перед живописной исторической усадьбой Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице. Небесно-голубая эклектичная усадьба XIX века вобрала в себя лучшие традиции рококо, классицизма, неоготики, модерна, пережила множество владельцев и стала домом для «Нового театра» под руководством Эдуарда Боякова. Я уже была здесь однажды на экскурсии, и с нетерпением ждала возможности посмотреть в этих стенах иммерсивный спектакль «Гример», повествующий о нелегкой судьбе актрисы крепостного театра.
Красивые люди в вечерних нарядах поднимались по ступеням и исчезали за парадными дверями, а я стояла и любовалась красотой внутреннего дворика, украшениями фасада и радовалась, что такие, наполненные духом старины, здания стали доступны для посещения простым обывателям. В данном случае Эдуард Владиславович Бояков, продюсер, театральный режиссёр, театральный педагог, один из учредителей ассоциации «Золотая маска», некогда художественный руководитель Московского художественного академического театра имени М. Горького (МХАТ), в недалеком 2022 году основал здесь свой театр. Уже два года, или еще только два года, судить зрителям. Мне кажется, «Новый театр» был всегда. Может ли быть сейчас что-то «новое», размышляли создатели, в век бесконечного смешения стилей и направлений, и пришли к выводу, что новое нужно искать в традиции, ибо новые смыслы – это вечные смыслы. Гениально, не правда ли!?
Каждая из постановок, заявленных на афишах, достойна глубочайшего внимания, каждая интересна и поражает воображение, часть из них проходит на сторонних площадках, часть в доме на Мясницкой. Я уже посмотрела замечательный спектакль «Скупой» по пьесе Мольера с Леонидом Якубовичем в главной роли, и в его же обработке текста, теперь настала очередь узнать историю любви крепостной актрисы и художника-гримера по рассказу Николая Лескова «Тупейный художник». При входе в театр зрителей распределяют на четыре группы, надевают на них браслеты разных цветов и приглашают разойтись по разным залам в ожидании начала спектакля. Самое интересное, что у всех четырех групп разные маршруты, и они не пересекаются. Зрители в разных группах видят разные миниатюры в разных локациях, поэтому, чтобы узнать всю историю целиком, надо прийти на спектакль несколько раз. Зрители, пришедшие впервые, попадают в ту или иную группу случайным образом, а те, кто пришли повторно, имеют возможность выбрать маршрут.
Для нашей группы с синими браслетами все началось в зоне буфета. Сперва сопровождающие кратко поведали об истории дома, упомянули, что по неподтвержденным данным, во время захвата Москвы Наполеоном, Бонапарт лично останавливался здесь на несколько ночей, а затем вышли актеры, и началось иммерсивное представление с погружением в атмосферу старины и подробностей жизни жестокого провинциального помещика, графа Каменского, владельца крепостного театра. Появился рассказчик — воспитанник Любови Онисимовны, некогда крепостной актрисы, а ныне няни. Вошла пожилая женщина и рассказала ему историю о графском парикмахере и гримировщике Аркадии, о том, как молодой человек приблизился и возвысился по сравнению с другими крепостными, о том, как влюбился в юную протеже хозяина и что произошло дальше. Переходя из комнаты в комнату, из зала в зал, мы все больше узнавали о судьбе крепостных крестьян, помещике-самодуре, влюбленной паре, и все это происходило в уникальных интерьерах старинной усадьбы. Нам раскрывались подробности того, как барышни становились актрисами, как выбиралась фаворитка, как одна сменяла другую, как девушки были вынуждены конкурировать за благосклонность графа и как жестоко он наказывал за непослушание и провинности. До сих пор в моей памяти остались образы замученных пытками крестьян, что были видны сквозь окна, во время повествования Любови Онисимовны, или муки умирающей актрисы, которую придавило декорациями, ее последние слова и исповедь священнику, но были не только печальные моменты. Любовь оказалась намного возвышеннее всего этого царящего вокруг безумия.
Залам усадьбы не требуется дополнительных декораций, дом сам по себе является произведением искусства. Для проведения в нем спектаклей достаточно правильно расставить акценты, поиграть с освещением, дополнить пространство аксессуарами, что и было сделано организаторами. В одном из пространств мы даже увидели живых кур и милую козочку. Создатели необычной постановки сделали все, чтобы зрители полностью окунулись в происходящее, забыли о реальности, испытали шок, насладились пикантными костюмами актрис, талантливой игрой всей труппы, побаловали своего внутреннего эстета. Вторая часть действия проходила в театральном зале усадьбы. Все четыре группы соединились, и полностью заполнили зрительный зал. Наконец, мы увидели на сцене ту самую индийскую пьесу «Прекрасная Саконтала», которой готовились поразить императора в крепостном театре. Это было очень смешно. Если, гуляя по комнатам, мы сопереживали героям, то теперь можно было немного расслабиться и повеселиться забавному наивному сюжету. После удачной премьеры барского спектакля, мы увидели финал истории любви Аркадия и Любы. Как все прочее, что происходило в стенах усадьбы этим вечером, финал оказался очень интересным и неординарным. Прекрасное завершение прекрасного театрального приключения в «Новом театре». Из всех иммерсивных постановок, которые я видела, «Гример» — самая зрелищная, яркая, красивая, атмосферная, эмоциональная. Потрясающий неординарный спектакль оставляет приятное послевкусие, заставляет задуматься, помечтать и пофантазировать, представить себя на месте героев и вернуться ненадолго в загадочное прошлое.
Автор Юлия Воропаева, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий