Они это сделали! Они действительно сделали это всего за три недели!
- Если у кого-то еще оставались сомнения в правильности отбора претендентов на обучение в Международной летней театральной школе СТД РФ, то отчетные спектакли, поставленные выпускниками образца 2025 года под руководством опытных наставников, их полностью рассеяли. Жалею, что не удалось посмотреть все три спектакля, представленные в Театральном центре «На Страстном» в трех направлениях обучения (до драмы были еще танцевальный спектакль «Неуместные паузы» и оперный «Война и мир. Наташа»), а еще жалею, что не смогла увидеть состоявшийся в пансионате СТД «Звенигород» легендарный футбольный матч между командами Школы СТД и «Фабрики Станиславского», завершившийся со счетом 7:0 в пользу «школяров».
Но вернемся к тому, что мне увидеть все-таки удалось. 23 июня завершающим аккордом театрального марафона выпускных спектаклей стала постановка «Илиада. Там и тогда» с подзаголовком «сцены на нейтральной полосе». Как-то слишком много в нашей театральной действительности стало античного. Совсем недавно отгремела премьера «Лисистраты» в Театре «Шалом», Театр Образцова отметился кукольной «Троей», и вот теперь многонациональная команда артистов во главе с режиссером и наставником, художественным руководителем лаборатории драматического спектакля Искандером Сакаевым, берет для выпускной постановки тему все того же произведения великого слепца. Не слишком ли много совпадений? Аристофан или Гомер в недавних летних премьерах — яркое подтверждение тенденции последнего времени на интерес к античной литературе и драматургии. Случайно? Да нет, далеко не случайно. Мудрость древних, их метафоричность и масштаб в наши дни обретают небывалую силу воздействия. Всё, что нас так волнует сегодня, было гениально озвучено уже тогда. Остается только это подметить и придумать для античных произведений правильную сценическую форму. Если всё сложится, мы получим на выходе абсолютно современный, эффектный, возможно, шокирующий, но совершенно «незамыленный» взгляд на античность. А «Илиада. Там и тогда» поставлена как раз ТАК!
После спектакля меня не отпускала одна мысль: как же они могли бы это повторить? Ведь уже завтра они получат дипломы (на момент публикации уже получили) и разъедутся по своим театрам во все концы страны и за её рубежи, и собрать тот невероятно мощный, многонациональный ансамбль будет уже невозможно. А как хотелось бы! Или есть ещё надежда на продолжение?
Нестандартность подхода к произведению Гомера проявилась ещё в самом начале, точнее, до начала спектакля. Болтовню рассаживающихся зрителей усиленно пыталась заглушить Жрица Зевса (Виктория Кузнецова) и её прерывистое, всё более и более учащающееся дыхание. Мы даже немного испугались за здоровье актрисы, но, слава богу, всё обошлось. То, что происходило дальше, невозможно вписать ни в какие общепринятые драматургические рамки. Всё увиденное — один большой и очень яркий сценический эксперимент. Спектакль — сплошное движение, порыв и энергия. Даже биомеханике Мейерхольда в нём место нашлось. Тексты Гомера дополнены оригинальной драматургической основой Анны Ерошиной; для сценографии оказалось вполне достаточно груды камней, помятой жестяной посуды и текста из Гомера на заднике, написанного греческим шрифтом; лица и даже волосы выбелены вполне в духе античных образов, но при этом выглядят намеренно неряшливо; костюмы… По части костюмов до сих пор жалею, что забыла задать хоть кому-нибудь вопрос: на каких барахолках или секонд-хендах их подбирали? При всём том, что в некоторых вещах слышны отголоски моды 90-х, они удивительно гармонично смотрятся в русле древнегреческой трагедии. Во всяком случае, все эти растянутые шаровары и объёмные рубахи придают движениям актёров необходимую свободу. На фоне многочисленных замызганных рубищ ярким пятном выделяется шикарный распашной халат на прекрасной Елене — всем известной причине Троянской войны, хотя её пронзительный монолог (блестящая работа Аделины Бухваловой) наглядно показывает, что она сама себя причиной войны не считает, она только повод, трагическое стечение обстоятельств: «Им нужна не я, а Малая Азия!» Да и мужчину для побега выбрала не того, лучше бы Гектор в неё влюбился, а не трусливый Парис.
Но какой бы ни была причина войны: жажда власти, богатства, завоевание новых территорий, — она неизбежно делит людей на два противостоящих лагеря. Там, где пересекаются их пути, и возникают пресловутые «сцены на нейтральной полосе». А люди на той и на другой стороне, в сущности, ничем не отличаются. Одни травят байки про неуязвимого Ахилла и его пятку, выпивают на досуге и поют пьяными голосами: «Чёрный ворон, что ты вьёшься…», другие предаются панике и хотят сбежать, не дожидаясь битвы. Только вот куда? Да и всё предопределено уже — всё в руках богов! Андромаха (Анна Петяева) провожает Гектора (Павел Зимбурский) и одновременно не хочет его отпускать на бой, но и лишать возможности отстоять Трою тоже не хочет. Всё смешалось в «доме Гомера»: гетеры и воины, цари и простые плотники, строящие из корабельных досок что-то непонятное их разумению, периодически пробегающий мимо Ахилл с копьём наперевес, старый стражник, который свято верит, что пока женщина, появляющаяся у стен Трои (Ха Субин), будет петь свою «соловьиную» песню, Троя не будет разрушена. Наивный старик! Трое уже приготовили из тех самых корабельных досок «приятный» подарочек в виде Троянского коня. Напрасно никто не слушал вещую Кассандру (Ольга Бересток), напрасно все считали её сумасшедшей. Троя будет разрушена. Кровавая жертва (в прямом смысле кровавая — залитая с головы до ног красной краской Екатерина Останина) будет принесена троянцами и въедет на плечах Ахилла (Александр Сазонов) в поверженный город. ТРОЯ БУДЕТ…
Хочу также сказать, что то, чего опасался Искандер Сакаев, а именно многонациональность спектакля, сослужило ему великолепную службу. Азербайджанский Агамемнон (Мурад Исмаилов) покоряет царской осанкой и великолепным вокалом, а дочь у него якутская и при этом настоящая Ифигения (Татьяна Хомподоева). Звуки варгана, протяжные напевы и бой барабанов — этнические традиции сыпятся на зрителей как из рога изобилия, при этом каждый эпизод многоликого спектакля имеет ещё и собственное лицо. Почему многоликого? Да всё потому, что главному наставнику помогали в постановке молодые режиссёры, отвечающие за определенные картины: Николай Худанин, Батырхан Сабыр, Михаил Гончаров, Аркадий Чуприн, Мария Шиманская и Ярослав Морозов потрудились над режиссурой наравне с мастером. «Илиада. Там и тогда» — ярчайший образец коллективного творчества, и при этом каждый из удивительно слаженного коллектива обладает ярко выраженной индивидуальностью. А три недели, проведённые в школе СТД, смогли проявить уже имеющиеся таланты артистов наиболее ярко, обогатить новыми знаниями и умениями.
Много наговорила, но не могу не сказать о Коне. Для Троянского коня придуман прекрасный финальный монолог, в котором есть всё: и разочарование, и страх, и трагизм, и щемящая боль. Когда-то древесина, из которой его соорудили, служила людям, несла по морям торговые корабли, а теперь стала причиной гибели целого города. Страшно нести в себе такую ношу. Николай Худанин замечательно озвучивает запоздалую рефлексию деревянного сюрприза.
Трои больше нет, зато есть ещё один отличный спектакль. Горжусь нашей театральной школой и Школой СТД в частности!
Автор Наталья Романова, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий