Июн. 26.

«Илиада. Там и тогда»: Троя пала, да здравствует Школа!

  • Они это сделали! Они действительно сделали это всего за три недели!
  •  
  • Если у кого-то еще оставались сомнения в правильности отбора претендентов на обучение в Международной летней театральной школе СТД РФ, то отчетные спектакли, поставленные выпускниками образца 2025 года под руководством опытных наставников, их полностью рассеяли. Жалею, что не удалось посмотреть все три спектакля, представленные в Театральном центре «На Страстном» в трех направлениях обучения (до драмы были еще танцевальный спектакль «Неуместные паузы» и оперный «Война и мир. Наташа»), а еще жалею, что не смогла увидеть состоявшийся в пансионате СТД «Звенигород» легендарный футбольный матч между командами Школы СТД и «Фабрики Станиславского», завершившийся со счетом 7:0 в пользу «школяров».

Но вернемся к тому, что мне увидеть все-таки удалось. 23 июня завершающим аккордом театрального марафона выпускных спектаклей стала постановка «Илиада. Там и тогда» с подзаголовком «сцены на нейтральной полосе». Как-то слишком много в нашей театральной действительности стало античного. Совсем недавно отгремела премьера «Лисистраты» в Театре «Шалом», Театр Образцова отметился кукольной «Троей», и вот теперь многонациональная команда артистов во главе с режиссером и наставником, художественным руководителем лаборатории драматического спектакля Искандером Сакаевым, берет для выпускной постановки тему все того же произведения великого слепца. Не слишком ли много совпадений? Аристофан или Гомер в недавних летних премьерахяркое подтверждение тенденции последнего времени на интерес к античной литературе и драматургии. Случайно? Да нет, далеко не случайно. Мудрость древних, их метафоричность и масштаб в наши дни обретают небывалую силу воздействия. Всё, что нас так волнует сегодня, было гениально озвучено уже тогда. Остается только это подметить и придумать для античных произведений правильную сценическую форму. Если всё сложится, мы получим на выходе абсолютно современный, эффектный, возможно, шокирующий, но совершенно «незамыленный» взгляд на античность. А «Илиада. Там и тогда» поставлена как раз ТАК!

После спектакля меня не отпускала одна мысль: как же они могли бы это повторить? Ведь уже завтра они получат дипломы (на момент публикации уже получили) и разъедутся по своим театрам во все концы страны и за её рубежи, и собрать тот невероятно мощный, многонациональный ансамбль будет уже невозможно. А как хотелось бы! Или есть ещё надежда на продолжение?

Нестандартность подхода к произведению Гомера проявилась ещё в самом начале, точнее, до начала спектакля. Болтовню рассаживающихся зрителей усиленно пыталась заглушить Жрица Зевса (Виктория Кузнецова) и её прерывистое, всё более и более учащающееся дыхание. Мы даже немного испугались за здоровье актрисы, но, слава богу, всё обошлось. То, что происходило дальше, невозможно вписать ни в какие общепринятые драматургические рамки. Всё увиденноеодин большой и очень яркий сценический эксперимент. Спектакльсплошное движение, порыв и энергия. Даже биомеханике Мейерхольда в нём место нашлось. Тексты Гомера дополнены оригинальной драматургической основой Анны Ерошиной; для сценографии оказалось вполне достаточно груды камней, помятой жестяной посуды и текста из Гомера на заднике, написанного греческим шрифтом; лица и даже волосы выбелены вполне в духе античных образов, но при этом выглядят намеренно неряшливо; костюмы… По части костюмов до сих пор жалею, что забыла задать хоть кому-нибудь вопрос: на каких барахолках или секонд-хендах их подбирали? При всём том, что в некоторых вещах слышны отголоски моды 90-х, они удивительно гармонично смотрятся в русле древнегреческой трагедии. Во всяком случае, все эти растянутые шаровары и объёмные рубахи придают движениям актёров необходимую свободу. На фоне многочисленных замызганных рубищ ярким пятном выделяется шикарный распашной халат на прекрасной Еленевсем известной причине Троянской войны, хотя её пронзительный монолог (блестящая работа Аделины Бухваловой) наглядно показывает, что она сама себя причиной войны не считает, она только повод, трагическое стечение обстоятельств: «Им нужна не я, а Малая Азия!» Да и мужчину для побега выбрала не того, лучше бы Гектор в неё влюбился, а не трусливый Парис.

Но какой бы ни была причина войны: жажда власти, богатства, завоевание новых территорий, она неизбежно делит людей на два противостоящих лагеря. Там, где пересекаются их пути, и возникают пресловутые «сцены на нейтральной полосе». А люди на той и на другой стороне, в сущности, ничем не отличаются. Одни травят байки про неуязвимого Ахилла и его пятку, выпивают на досуге и поют пьяными голосами: «Чёрный ворон, что ты вьёшься…», другие предаются панике и хотят сбежать, не дожидаясь битвы. Только вот куда? Да и всё предопределено ужевсё в руках богов! Андромаха (Анна Петяева) провожает Гектора (Павел Зимбурский) и одновременно не хочет его отпускать на бой, но и лишать возможности отстоять Трою тоже не хочет. Всё смешалось в «доме Гомера»: гетеры и воины, цари и простые плотники, строящие из корабельных досок что-то непонятное их разумению, периодически пробегающий мимо Ахилл с копьём наперевес, старый стражник, который свято верит, что пока женщина, появляющаяся у стен Трои (Ха Субин), будет петь свою «соловьиную» песню, Троя не будет разрушена. Наивный старик! Трое уже приготовили из тех самых корабельных досок «приятный» подарочек в виде Троянского коня. Напрасно никто не слушал вещую Кассандру (Ольга Бересток), напрасно все считали её сумасшедшей. Троя будет разрушена. Кровавая жертва (в прямом смысле кроваваязалитая с головы до ног красной краской Екатерина Останина) будет принесена троянцами и въедет на плечах Ахилла (Александр Сазонов) в поверженный город. ТРОЯ БУДЕТ

Хочу также сказать, что то, чего опасался Искандер Сакаев, а именно многонациональность спектакля, сослужило ему великолепную службу. Азербайджанский Агамемнон (Мурад Исмаилов) покоряет царской осанкой и великолепным вокалом, а дочь у него якутская и при этом настоящая Ифигения (Татьяна Хомподоева). Звуки варгана, протяжные напевы и бой барабановэтнические традиции сыпятся на зрителей как из рога изобилия, при этом каждый эпизод многоликого спектакля имеет ещё и собственное лицо. Почему многоликого? Да всё потому, что главному наставнику помогали в постановке молодые режиссёры, отвечающие за определенные картины: Николай Худанин, Батырхан Сабыр, Михаил Гончаров, Аркадий Чуприн, Мария Шиманская и Ярослав Морозов потрудились над режиссурой наравне с мастером. «Илиада. Там и тогда»ярчайший образец коллективного творчества, и при этом каждый из удивительно слаженного коллектива обладает ярко выраженной индивидуальностью. А три недели, проведённые в школе СТД, смогли проявить уже имеющиеся таланты артистов наиболее ярко, обогатить новыми знаниями и умениями.

Много наговорила, но не могу не сказать о Коне. Для Троянского коня придуман прекрасный финальный монолог, в котором есть всё: и разочарование, и страх, и трагизм, и щемящая боль. Когда-то древесина, из которой его соорудили, служила людям, несла по морям торговые корабли, а теперь стала причиной гибели целого города. Страшно нести в себе такую ношу. Николай Худанин замечательно озвучивает запоздалую рефлексию деревянного сюрприза.

Трои больше нет, зато есть ещё один отличный спектакль. Горжусь нашей театральной школой и Школой СТД в частности!

Автор Наталья Романова, фотографии автора можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Новости, Развлечения, Театр, Фестивали | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *