00
Сен. 02.

Гастроли Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова на сцене Вахтанговского театра. «Пряслины. Две зимы и три лета»: жизнь поморской деревни

00Думаю, совершенно понятно, что Федорова Абрамова лучше его земляков никто не поймет и никто, кроме Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова не воплотит на сцене. Ну сознаюсь ещё: очень хотелось сравнить Абрамова Театра на Таганке и его «Деревянных коней» с видением наследия писателя его земляками. Тем более, думаю, спектакль «Пряслины. Две зимы и три лета» можно считать визитной карточкой Архангельского театра.

Цикл романов «Пряслины» состоит из четырех романов (в литературе  часто эту тетралогию называют «Братья и сестры») и  рассказывает он о крестьянском роде Пряслиных. Спектакль поставлен по второй части., которая повествует о житье — бытье жителей деревни Пекашино в послевоенное время.  Кстати, в 1975 году за опубликованные к тому времени три части тетралогии Федору Абрамову была присуждена Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры.

Поморские рассказы неспешные, тягучие. Вот и у спектакля есть свой голос, своя душа — мастер художественного слова, сказительница, специалист по «северной говоре» Софья Сыроватская. Это какой-то волшебный говор, который очень легко перенимается, как только ты оказываешься среди жителей деревни. Не стоит переживать, что весь спектакль проходит на поморской говоре. Это небольшие отрывки, звучащие от имени автора. Но именно эти кусочки позволяют погрузится в атмосферу поморской деревни.

Особое восхищение вызывают лаконичные декорации: несколько бревен, куча деревянных грубых табуреток и огромный плат. Даже издалека видно, что это ручная работа. И действительно оказалось, что этот платок создали из материалов, которые были привезены из экспедиций по деревням Русского Севера. Каждый кусочек — это ручная работа, которая сохраняет секреты старых мастериц. Все эти занавески, скатерти, платки хранились в сундуках деревенских домов, сохранялись и передавались из поколения в поколение. Как в настоящем деревенском хозяйстве, где каждая вещь может служить в нескольких ипостасях, этот платок: и баня, и экран для просмотра фильма, и одеяло, под которым прячутся влюбленные, и свадебное платье и т. д.

11

Хочу ещё отметить невероятную работу звукорежиссёра. Мне, сидящей не на первых рядах, действительно казалось, что в нише сцены вода; настолько плюхи воды были натуральные.

В спектакле задействовано очень много актеров, ведь раньше в деревнях проживало достаточно много народу. Всех хочется отметить, ибо весь спектакль казалось, что это настоящие деревенские жители и я была очень удивлена, увидев этих же актеров в других образах на спектакле «Мастер и Маргарита». Отмечу Дмитрия Белякова, который исполнил роль Миши Пряслина.  Он отлично показал, как взрослел и мужал его герой в тяжёлое послевоенное время, как он взваливал на свои плечи ответственность за людей и свою семью, да и сам трудился не покладая рук. Невероятно прекрасна Мария Новикова в роли Варвары. Ее героиня деревенская разбитая девица, которая умеет веселиться, не смотря ни на какие трудности. А репутацию такую приобрела не по своей вине, может не будь войны, стала бы хозяюшкой в большом доме. Для меня самыми пронзительными героями этого спектакля стала чета Нетесовых, которых исполнили  Александр Дубинин и Тамара Волкова. Они наиболее активно пытались бороться с несправедливостью советской действительности, но куда там… А уж к отчаянию, которое охватывает, когда твой ребенок болен, а сделать ничего не можешь, трудно оставаться равнодушным…

Невероятно трогательный спектакль получился. Я сразу вспоминаю свою бабушку, которая жила не на Севере, а в Тверской области. Но очень много я увидела общего: и бессмысленные колхозные трудодни, бесконечные страховки всего и вся (до сих пор сохранилась пачка квитанций), тяжёлая работа от зари и до захода солнца и т.д. Мне вообще хорошо знакома деревенская жизнь, хоть это были уже 80-е годы. Поэтому такие спектакли погружают меня в детские воспоминания и вызывают противоречивые чувства. С одной стороны — это приятные воспоминания детства, а с другой — такая тоска и обида за этих людей наваливается. Люди трудятся не покладая рук и не жалея себя, а не имеют ничего, даже прав особенных, не могут уехать никуда, ибо документов нет, да даже и высказаться не могут особо…

Автор Марина Казакова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Искусство, Музыкальный спектакль, Новости, Развлечения, Творческие вечера, Театр, Театральные премии, Фестивали | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *