Что вы чувствуете, когда несколько ваших желаний и интересов совпадают в одной точке? Ваша покорная слуга – историк по образованию, преподающий педагог и регулярно читает лекции по Древнему Риму, большая любительница балета, а еще обожает театральное закулисье. И когда поступило предложение посетить прогон балета «Спартак» в репетиционном зале, понаблюдать за работой артистов и педагогов-постановщиков, то автор побежал, нет помчался в Государственный академический театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, напомню вам, что это единственный в Москве авторский театр классического балета.
Автор позволит себе немного напомнить вам, уважаемые читатели, историю создания театра. Он был создан в 1966 году Игорем Моисеевым как Хореографический концертный ансамбль СССР «Молодой балет», и специализировался на постановке концертных программ. В 1971 году труппа получила новое название, Концертный ансамбль СССР «Классический балет», в репертуаре были в основном фрагменты из классических балетов и одноактные балеты. В 1977 году художественное руководство перешло к Владимиру Василёву (1931 — 2017), а главным балетмейстером театра стала Наталия Касаткина (1934 — 2024). В 1978 году коллектив переименовывается в Государственный концертный ансамбль СССР «Московский классический балет», в 1986 году получает статус театра, под названием Московский государственный театр балета СССР. С 1992 года носит современное название. В репертуаре основное место заняли авторские балеты. Дело родителей продолжил их сын — Иван Владимирович Василёв, главный режиссёр, ВРИО художественного руководителя театра.
Сначала нам провели экскурсию по территории, которая принадлежит театру. К огромному сожалению, собственного здания у театра нет. В Москве театр показывает спектакли на различных сценических площадках: Большой театр, Новая опера, Государственный Кремлёвский дворец, РАМТ, Московский международный дом музыки и многие другие. Активно гастролирует по России и зарубежью.
На территории, которая принадлежит театру, находятся ангары, где хранятся декорации, а только у «Спартака» — 6 тонн уникальных декораций по эскизам Иосифа Сумбаташвили; так же хранятся костюмы, а для «Спартака» были пошиты 300 костюмов авторства Елизаветы Дворкиной, и находится репетиционный зал, куда мы дружно направились.
15 октября в Государственном Кремлёвском дворце можно увидеть легендарный балет «Спартак», вечер будет посвящен бенефису заслуженной артистки России Натальи Огневой, которая в балете исполнит партию Эвтибиды.
Прогоном руководил заведующий балетной труппой, заслуженный артист России, Сергей Александрович Белорыбкин, он же выходит на сцену в роли Патриция. На репетиции присутствовал Андрей Кириллович Огиевский, художественный руководитель и дирижёр симфонического оркестра «Новая классика».
Кстати, а вы знали, что Арам Хачатурян написал 5 часов музыки для балета. И в разных постановках «Спартака» можно услышать разные мотивы и мелодии. Наталия Касаткина и Владимир Василёв были знакомы с композитором лично, сопереживали ему, когда в самой известной постановке «Спартака» оригинальная партитура была урезана вдвое, и решили устранить эту несправедливость. 15 октября вы можете услышать уникальные фрагменты музыки «Спартака», наследники композитора эксклюзивно предоставили Касаткиной и Василёву партитуру, ранее не звучавшую ни в одной постановке.
Закулисье, это так интересно, а генеральный прогон еще интереснее, когда ты можешь увидеть совсем вблизи танцоров, как они репетируют, дурачатся, когда на ходу вносят правки и делают замечания, когда каждая эмоция актера видна как на ладони.
Наталья Огнева вызывает восхищение, мать троих детей, столько лет на сцене, а какая фигурка, какая легкость движения, как она замечательно передает эмоции: страсть, хитрость, коварство, её Эвтибида — роковая женщина, которая губит мужчин и уничтожает соперниц. Её антипод — Аврелия, в исполнении Марины Волковой, мягкая, нежная, романтичная, влюбленная девушка. Браво, такая дуальность персонажей завораживает и впечатляет, а при их мастерском исполнении, просто покоряет.
Мужские персонажи балета такие разные. Лауреат Международного конкурса в Риети Артем Хорошилов в роли Спартака буквально «один в поле воин». Дело в том, что Наталия Касаткина и Владимир Василёв полностью переосмыслили концепцию спектакля и персонажа. Их Спартак не просто гладиатор, поднявший рабов на восстание, он идеалист, мечтающий, чтобы каждый вышел победителем из битвы с рабом внутри себя. Как выдавить из себя раба и стать свободным? Увы, большинству, это не удается, сподвижники Спартака на деле оказались ничем не лучше своих угнетателей, подобные идеалисты долго не протянут в жестком мире Римской империи, и трагического финала, по мнению Касаткиной и Василёва, было не избежать. Артему удалось прекрасно передать весь идеализм своего героя, его разочарование и трагическую гибель.
Заслуженный артист России Николай Чевычелов в роли Красса, ярко, страстно, феерично, и в тоже время найдет время подурачиться на репетиции, например, показать язык в камеру, так приятно видеть, когда серьезный, уважаемый актер позволяет себе такое небольшое ребячество. Ну а его мастерство выше всех похвал, можно только присоединиться к хору комплиментов в его адрес.
Так же внимание автора привлек ведущий солист Сергей Кузьмин, сколько эмоций он вложил в свой танец. Впрочем, про каждого участника балета можно сказать очень много хвалебных слов, впечатляют и покоряют: Андрей Больбот, Гаджимурад Дааев, Алексей Орлов, Виталий Елагин, Дмитрий Догудовский, Олеся Комарова, Николь Каррара, Кристина До, Гектор Мур, все, все артисты театра.
Можно сказать, что основная тема балета – это борьба, борьба с внешними обстоятельствами, с трагичной судьбой, но чаще всего это борьба с собой, со своими страстями, пороками, желаниями, и в этой борьбе зачастую победителей нет, это заставляет глубоко задуматься.
Во время прогона артисты работают в обычной, тренировочной одежде, и даже так их мастерство впечатляет и покоряет, а на сцене они творят в великолепных, красочный костюмах, таким образом эффект усиливается многократно. Поэтому автор вам настоятельно советует 15 октября посетить балет «Спартак» в Государственном Кремлёвском дворце, ну а если не получается 15-го, то загляните на сайт театра, там можно увидеть ближайшие спектакли: 12 ноября – «Дон Кихот», 13 ноября — «Ромео и Джульетта», 2 декабря — «Золушка», 3 декабря – «Лебединое озеро», и, конечно, классика — декабрьские «Щелкунчики».
Радует, что у театра есть постановки на все возрастные категории от 0+ до 16+, каждый найдет своё. Сходите, вы не пожалеете. А у автора теперь цель, побывать на тех балетах театра, на которых он еще не бывал.
Спасибо огромное пресс-службе театра за приглашение на такое замечательное мероприятие.
Автор Юлия Выходцевская, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий