…Падам… падам… падам…
Эта песня — она про меня.
Вся она о любви,
Что теперь не живёт,
И мотив этот каждый споёт…
(Один из переводов песни)- Они познакомились в Париже, будучи уже известными людьми, а их знаменитый роман начался в Нью-Йорке. Именно там они встречались чаще всего. И закончился он спустя два года тоже там, не по их выбору, а волею судьбы. Спектакль о самых значимых отношениях в жизни известной французской певицы в этом году поставил театр Сатиры: «Эдит и Марсель. Больше, чем любовь». Непростую задачу взялись решить автор пьесы Владимир Герасимов и режиссёр спектакля Юрий Клепиков. С одной стороны, интересна сама персона – Эдит Пиаф, с другой – есть большой риск где-то в чём-то солгать, не так сказать, и впечатление будет испорчено. Если зритель скажет: «Не верю», то спектакль быстро умрёт. Но не в этот раз! Высокая планка взята с запасом: зрители аплодируют стоя, крики «Браво!» раздаются из разных уголков зала.
С чем у вас ассоциируется Нью-Йорк? У авторов спектакля, да и у большинства зрителей, – это огни и рекламные вывески, шумные магистрали и гудки машин. В декорациях много вывесок – они светятся, когда герои находятся на улицах Нью-Йорка. Ну и конечно, это своего рода отсылка к известности и популярности личностей Эдит Пиаф и Марселя Сердана: у неё – полные залы на концертах, у него – аншлаги на стадионах.
На сцене зрители видят и большой круглый экран, на котором показывают сам Нью-Йорк: улицы, машины, люди, заснеженные дома; а также хронику тех лет: фильмы с Чарли Чаплином и реальные фотографии Эдит и Марселя. Это отличный ход для погружения в историю мира и отдельных людей – героев постановки. Не просто так экран круглой формы с огнями по контуру, в нём зашифровано несколько символов: зеркало в гримёрке артиста и целая планета с именем «Пиаф», да, есть и такая. Эдит – как планета или даже солнце – притягивала Марселя, он восхищался её внешней хрупкостью, силой и красотой голоса, а она считала его богом: он научил её заново жить, доверять людям, он подарил ей нежность. Это удивительно точно показано в спектакле.
Стоит отметить и костюмы героев: они выдержаны в стиле послевоенного времени, конца 40-х годов XX века. Наряды Эдит очень похожи на те, что можно увидеть на кинохронике и фотографиях. Также в её образе есть одна примечательная деталь – крестик, копия того самого, с которым не расставалась певица. Пиаф подарила его Марлен Дитрих, и она носила его до конца жизни. Актрисе Ирине Зайцевой такой же крестик подарили поклонники на одном из спектаклей. Это теперь её личный талисман.
Актеры, играющие главные роли, Ирина Зайцева и Игорь Лагутин, – это жемчужины постановки. Они выходят на сцену в каждом спектакле, и видно, что просто незаменимы. У Ирины и Игоря сложился прекрасный дуэт: такое чувство, что они на время спектакля перевоплощаются в реальных Эдит и Марселя. Как точно и изящно они передают характеры и эмоции, пластику движений, жесты, мимику! Глядя на этих актеров, веришь в то, что так всё и было в отношениях певицы и боксёра: как она на него смотрит, сколько нежности, преданности, открытости во взгляде; как он, по—мужски крепко, обнимает её за плечи, давая опору и надежность, которой так не хватало ей; как по—хозяйски кладет руку ей на голову, и она сразу подчиняется ему, и это не давление и унижение, а доверие, близость и любовь. Невозможно скрыть слёз и эмоций в финальной сцене, настолько глубоко сыгран момент.
Не последнюю роль в спектакле играет творчество Эдит Пиаф, её песни. С этим великолепно справилась Ирина Зайцева, не зря её называют второй Пиаф. Но мы не будем так делать: это навешивает ярлыки и принижает индивидуальность актрисы. Совершенно несомненно то, что Ирина обладает яркой личной индивидуальностью, прекрасной актерской подготовкой, а также сильным, многогранным голосом, способным исполнять сложные песни.
В спектакле есть и другие персонажи: они делают образ главных героев более объемным. Подруга детства Эдит, её названная сестра, как она сама про неё говорит и нежно называет, – Момона (Симона Берто, роль исполняет Мария Соловьева) – проживает личную трагедию во время развивающихся отношений певицы и боксера. Что прожила и прочувствовала жена Марселя, Маринетт (Лана Крымова), во время романа своего мужа с другой женщиной, осталось за кадром. Актриса показала сильную и мудрую женщину, которая понимает, что устраивать истерики и скандалы не приведет ни к чему хорошему, наоборот, она старается насладиться каждым моментом, когда муж рядом с ней. Лулу Баррье (Виталий Четков), импресарио, и Даниэль Бонель (Татьяна Мухина), секретарь, не принимают большого участия в жизни Эдит, они не пытаются влиять на её мнения и поступки. Они просто рядом с ней и готовы поддержать в трудную минуту, как молчаливые и незаметные ангелы-хранители. Но видно, что Эдит этого мало, она не подпускает их близко в своё личное пространство, ей всё равно одиноко без Марселя. Люсьен Рупп (Александр Багрянцев), напротив, принимает очень деятельное участие в жизни боксера Сердана: он не только его менеджер, но и тренер, и старается следить за распорядком дня своего подопечного, и считает, что связь с Пиаф мешает карьере. Александр показал непримиримого, жесткого тренера, но, возможно, только такой мог привести Марселя к победе и вывести в чемпионы мира. Также в спектакле задействованы еще несколько актеров, у которых несколько ролей: журналисты, официанты, боксеры, болельщики на стадионе, клоуны, танцующие на заснеженных новогодних улицах. Главные герои общаются со всеми ними, они проживают два года своей жизни во время спектакля.
Он спросил: «Почему все твои песни такие грустные?» Она, узнав о том, что он погиб в авиакатастрофе, летя на встречу к ней, сказала: «Я буду петь для него». Спев всего одну песню, на которую хватило сил, – «Гимн любви», – она прямо на сцене упала в обморок.
Выходя из зала и потом, будучи под впечатлением от спектакля, так и хочется напевать: Padam…padam… padam.
Действующие лица и исполнители:
Эдит Пиаф — Ирина Зайцева
Марсель Сердан — Игорь Лагутин
Симона Берто — Мария Соловьева
Лулу Баррье, импресарио Пиаф — Виталий Четков / Александр Копылов
Даниэль Бонель, секретарь Пиаф — Татьяна Мухина / Мария Анисимова
Люсьен Рупп, менеджер и тренер Сердана — Анатолий Морозов / Александр Багрянцев
Маринетт Сердан, жена Марселя — Ольга Чернова / Лана Крымова
Журналисты — Алексей Лапшин / Мгер Закарян / Никита Полицеймако / Дмитрий Тополь / Сергей Фролов / Арсений Стрельников / Иван Давыдов
Постановочная группа:
Автор пьесы — Владимир Герасимов
Режиссер-постановщик — Юрий Клепиков
Сценография — Анастасия Глебова
Художник по костюмам — Ольга Сид
Помощник режиссёра — Любовь Бороздина
Хореограф — Албертс Альбертс
Аранжировщик песен Эдит Пиаф — Александр Триска
Видеодизайнер — Муза Соколова
Художник по свету — Тарас Михалевский
Автор Ольга Загородникова, фотографии автора можно посмотреть здесь
24.05.2025 at 4:40 дп -
Замечательная история и сам спектакль. Был большой риск у главных героев особенно у Ирины, свалиться в пошлость, но свершилось чудо и все обошлось как надо. Я как только познакомился с Ириной стал её самым преданным поклонником. Это мало сказать актриса, она актриса с большой буквы. Она очень приятная женщина, с ней очень интересно общаться.