Андрей Гончаров, художественный руководитель Московского академического театра имени Вл. Маяковского с 1987 по 2001 гг., в своей книге «Мои театральные пристрастия» писал: «Если сегодняшнего интереса нет, то лучше за «Дядю Ваню» не браться». Режиссёр Юрий Иоффе решил, что время пришло – интерес есть: и у него, и у зрителей. Так получилось, что именно эта пьеса ни разу не ставилась на сцене театра Маяковского, и действительно интересно посмотреть её здесь.
Казалось бы, что такого необычного может быть в декорациях к этой пьесе? Но у художника-постановщика получилось удивить зрителей, создать в таком небольшом пространстве обстановку, которую хочется разглядывать и которая вызывает чувство теплоты и чего-то знакомого, своего. Мебель: стол, стулья и шкафы – как будто попали сюда с дачи, только вид имеют более свежий, отреставрированный; многие видели похожие у своих бабушек-дедушек или в музеях, а у кого-то такая мебель до сих пор есть. А вот лестница в центре сцены выглядит необычно, и окно над ней притягивает взгляд, особенно во время грозы, показанной в спектакле.
Анастасия Глебова не только работала над созданием декораций, но и является художником по костюмам. Костюмы героев соответствуют времени написания пьесы – это начало 20 века. Место действия – имение в деревне, и одежда выполнена в тёмных, немарких тонах, практичная; только Елена Андреевна выделяется на фоне остальных – появляется в белом, лёгком, летящем платье, как стрекоза из басни Крылова. И потом она подтверждает это сравнение, когда заходит разговор о деле, которое никак не может себе найти, ей скучно в деревне. Соня же, наоборот, всё время занята, не может сидеть без дела. Только мимолётно она позволила себе заговорить о чувствах, помечтать о счастье, тогда ненадолго зрители увидели её в светлом платье, и то оно было не её, а одолженное у мачехи.
Дядя Ваня, почему именно он — центральный персонаж пьесы? И почему не Иван Петрович, а именно дядя Ваня? Прямого объяснения у Чехова в пьесе, конечно, нет. Автор даёт читателю и зрителю самому поразмышлять и сделать свои выводы. Одно можно сказать: дядя Ваня ближе, душевнее звучит, он как будто родной, знакомый, на него можно положиться, попросить защиты. Он всех примет, обогреет, пожалеет. Такой номер не пройдёт с Телегиным, которого друзья называют Вафлей: о нём самом нужно заботиться. Хотя он показан как человек, который старается предугадать желания обитателей имения, всем угодить. Но на большее, чем подать зонтик и калоши, он не способен. Невозможно ждать участия и внимания от врача Михаила Львовича Астрова. Он холоден и отстранён от людей и сам признаётся, что никого не любит и не способен полюбить. И даже вспыхнувшая внезапно страсть к Елене Андреевне не может изменить ситуацию. А на профессора Серебрякова надеяться тоже невозможно: он сам требует к себе бесконечного внимания и заботы. Да и не привык он заботиться о других: всю жизнь заботились только о нём. Даже дочь живёт не с ним, а с дядей, тем самым, который, оказывается, может позаботиться обо всех, кроме себя и своей собственной жизни. И понимает он это только сейчас, в свои 47 лет, что жизнь прошла мимо него. В конце пьесы он восклицает: «Я мог бы стать…». Мог бы, но не стал кем-то другим, а вот видишь ли ты себя, дядя Ваня, настоящего, и каким видишь? Принимаешь ли себя таким, нравится ли своя собственная жизнь и есть ли смелость и желание что-то изменить в ней? Или только можешь обвинять кого-то другого в своих собственных выборах? Эти и другие вопросы возникают к главному герою, но и наводят на мысли о собственной жизни.
Постановка не сильно отличается от текста Чехова: есть пара моментов, которых нет в пьесе. Но это не искажает само произведение, скорее дополняет его, придает больше красок и современное звучание. Характеры героев в постановке более яркие, соответствующие дню сегодняшнему. Помогает раскрытию персонажей и музыка, добавленная в повествование: Елена Андреевна смело и громко играет на фортепиано, Соня подпевает, доктор Астров заводит патефон. Все это со смыслом и к месту.
В спектакле часто произносят слово «скука», но скучать при просмотре не получится: здесь есть место смеху и иронии, и просто интересно наблюдать за игрой актеров. Им удалось перевоплотиться в персонажей настолько, что даже на поклонах они оставались еще обитателями имения в деревне, жителями пьесы Чехова.
Действующие лица:
Серебряков Александр Владимирович, отставной профессор – заслуженный артист России Евгений Парамонов.
Елена Андреевна, его жена – Анастасия Мишина.
Софья Александровна (Соня), его дочь от первого брака – Анастасия Дьячук.
Войницкая Мария Васильевна, мать первой жены профессора – заслуженная артистка России Надежда Бутырцева.
Войницкий Иван Петрович, ее сын (дядя Ваня) – Алексей Дякин.
Астров Михаил Львович, врач – Дмитрий Гарнов.
Телегин Илья Ильич, обедневший помещик – Дмитрий Прокофьев.
Марина, старая нянька – Татьяна Рогозина.
Автор Ольга Загородникова, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий