К 80-летию Великой Победы в МХТ имени Чехова Марина Брусникина представила спектакль «Двадцать дней без войны». За основу был взят киносценарий Константина Симонова, по которому Алексей Герман в 1976 году снял фильм с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко в главных ролях. В своё время киносценарий был создан по одноимённой повести из цикла «Из записок Лопатина», позднее включённой автором в состав романа «Так называемая личная жизнь».
Идея поставить спектакль по киносценарию пришла в голову художественному руководителю МХТ имени Чехова Константину Хабенскому. Конечно, во время работы над спектаклем стало понятно, что высокая планка уже установлена Алексеем Германом и теми, кто играл главные роли. Плюс всё-таки театральное пространство отличается от съёмочной площадки. Пустая сцена и полное отсутствие декораций создают ту звенящую тишину и напряжённую обстановку, которую так легко нарушить любым неосторожным словом или движением. Сцена во время спектакля эффектно меняется с помощью подъёмных механизмов. Различные части театральных подмостков то поднимаются, то опускаются, создавая новые пространства для различных сцен. Честно говоря, это прямо завораживает: так быстро меняется геометрия сцены! То это плацкартные вагоны поезда, то небольшие комнатушки, то место для митинга, то съёмочная площадка и так далее. Старая кинохроника и музыка, написанная Иваном Волковым в духе музыкальных тем той эпохи, создают атмосферу военного времени.
Главную роль, которую в фильме сыграл Юрий Никулин, в спектакле играет Иван Волков. Военкор Лопатин приезжает в глубокий тыл, в Ташкент, чтобы проконсультировать съемочную группу, которая снимает фильм по его сталинградским очеркам. Здесь главный герой встречается с различными людьми и их жизненными историями, а самое важное – встречает свою любовь.
Особую пронзительность этой истории придает то, что Константин Симонов сам был военным корреспондентом и не понаслышке знаком с суровой военной действительностью. Люди в эвакуации постоянно находятся в состоянии неопределенности и внутреннего напряжения: окончательно потеряна опора в жизни, и совершенно непонятно, что ждет их впереди. И эта гнетущая атмосфера отлично считывается зрителями. А среди встреч с тревожными людьми Лопатин встречает Нику (Светлана Колпакова). В спектакле мне показался этот образ очень светлым, и даже, мне думается, что Ника становится опорой для военного корреспондента и, можно сказать, смыслом жизни. Она находится в том же положении, что и другие героини: она приехала с сыном в эвакуацию, живёт в небольшой комнатке, ей приходится подрабатывать шитьем, но она не теряет бодрости духа, и кажется, что ее света хватит и на Лопатина.
Совсем небольшую роль Юрия Строганова, капитана-летчика, в спектакле играет Михаил Пореченков. Но зрителям хватает буквально несколько минут, чтобы понять, насколько изранена душа этого героя, как он растерян случившейся семейной драмой. Он обращается к военному за помощью и просит Лопатина написать письмо жене.
Получился невероятно пронзительный спектакль! Если зрителям так тяжело смотреть подобные постановки, то даже трудно представить, насколько актерам непросто погружаться в подобный материал. Мне кажется, что подобные истории не менее важны, чем фильмы и спектакли про подвиги бойцов на фронте. Те, кто пережил тяготы эвакуации, работал на эвакуированных предприятиях, ждали вернувшихся с фронта, сделали не меньше для Великой Победы.
Автор Марина Казакова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий