«Чем больше я всматриваюсь в смерть, тем сильнее я постигаю жизнь…»
Томас Манн
Спектакль «Дорога Пипзама» в Театре Камбуровой — явление особенное, с какой стороны ни посмотри. А посмотреть его меня подтолкнули два обстоятельства: во-первых, актёрский талант Максима Севриновского, вызвавшего моё восхищение своим проживанием роли Зилова в «Утиной охоте» Вахтанговского театра, а во-вторых, режиссёрский талант Гульназ Балпеисовой. Несмотря на молодость, в послужном списке ученицы Римаса Туминаса достаточно известных спектаклей, которые мне ещё предстоит увидеть, а из уже увиденного вспоминается её прекрасная работа «Это моя жизнь» в Современнике.- Почему же спектакль «Дорога Пипзама» стал для меня особенным явлением? Казалось бы, что может быть скучнее монолога довольно унылого персонажа Логбота Пипзама, построенного на новеллах Томаса Манна с ещё более унылыми названиями «Дорога на кладбище» и «Разочарование»? Но ничего похожего на уныние или скуку в течение довольно короткого пребывания Максима Севриновского на сцене (всего час двадцать, могло бы быть и побольше) испытать не удаётся. Скорее наоборот, его игра настолько наполнена нюансами, актёрскими тонкостями, бесподобным юмором и очаровательным заигрыванием с публикой, что спектакль-монолог мгновенно превращается в некое увлекательное приключение, где каждая из восьмидесяти минут приносит новую неожиданность.
Тихий и немногословный человек в котелке, похожий на грустного клоуна, постепенно раскрывается перед зрителями, словно луковица, снимая с себя слой за слоем шелуху житейских разочарований, обид и страданий и обнажая необыкновенно ранимую душу. В немалой степени этому способствуют бутылочки разного размера с жидкостью разного цвета, которые появляются и из кармана его пальто, и откуда-то из—под скамьи, на которой он собрался передохнуть по дороге на кладбище.
Свои потери и переживания он стремится закамуфлировать красным клоунским носом и рассыпанными по сцене конфетти, но получается не особо. Он и сам это постепенно понимает, и вдруг, в один момент, словно стареет на тысячу лет: в волосах появляется седина, тяжелый груз страданий ложится на плечи и рассыпается по ним, возможно, тальком, а может быть, пеплом, в который превратилась его жизнь. Как спичка в его руке, которая зажигается и гаснет, когда-нибудь и она вот так же догорит и потухнет.
У вас уже появились мурашки? А какие? Большие или маленькие? Страшные или восхитительные? Вопрос к зрителям с подвохом, ведь чувства у каждого свои, и Логбот Пипзам потихоньку, ненавязчиво, с грустной улыбкой, затягивает зрительный зал в водоворот чувств и дарит каждому его собственные, индивидуальные мурашки и одно звездное небо на всех.
А потом он уходит за решетку кладбищенских ворот, и мы начинаем понимать, почему он с нами тут так долго беседовал, старался нас развлечь, философствовал и одаривал своим неподражаемым тонким юмором. Ему просто было страшно входить туда, где за воротами его ждет самая большая в жизни потеря. Вот он и подкрепляется, оттягивая этот момент, немного горячительным, немного приятной беседой со зрителями, а больше всего музыкой. Без музыки в Театре Камбуровой, сами понимаете, никуда.
Чудесные голоса Елены Веремеенко, Анны Комовой, Евгении Куровой и Анны Парфеновой дарят нам истинное наслаждение с помощью музыкальных шедевров Бетховена и Баха, Штрауса и неожиданного в этой классической компании Фредди Меркьюри. Неожиданно, зато как звучит!
С легкой руки сценографа Марии Бутусовой певицы меняют мрачные кладбищенские капюшоны на пышные разноцветные платья, рассыпая по сцене конфетти и помогая герою проиллюстрировать собственные эмоции. Но, несмотря на все попытки, убежать от себя ему так и не удается: даже велосипед, на котором Пипзам пытается уехать, словно прирастает к полу. Колеса крутятся, но сдвинуться с места он не может. Собственное страдание догоняет его, вызывая в тихом человеке недюжинный эмоциональный взрыв. И, понимая, что никуда ему не деться, он уходит в кладбищенские ворота, полный смирения и стойкости.
Он уходит, а нам остаются наши огромные и восхитительные мурашки.
Автор Наталья Романова, в тексте использованы фотографии автора и Марины Казаковой
Добавить комментарий