Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!
(«Верь в великую силу любви» Семен Надсон)
- А вы слышали хоть раз глас Божий? Если нет, то такая возможность доступна зрителям мистерии «Давид». Режиссер и композитор Роман Игнатьев представляет нам глас Божий голосом ребенка, а не старца, как многие заранее могут себе представить. А кто сказал, что это не так? И каждый зритель увидит и поймет это по-своему. Что тут можно добавить? Разве хочет ребенок, чтобы кто-то страдал, чтобы кому-то было больно? Он любит всех той чистой, открытой, всеохватывающей любовью, которая не знает еще боли и страданий. С разговора Бога и Давида начинается погружение зрителей в ветхозаветную эпоху.
Идея пьесы «Давид» родилась у автора 5,5 лет назад и все это время зрела, вынашивалась, приобретала форму, цвет и звук. Результат мы видим на сцене Московского продюсерского центра, премьера состоялась 12 декабря 2024 года. Роман называет свое детище мистерией, и с этим невозможно не согласиться, ведь так называется жанр средневековой религиозной драмы. В этой драме показано все: и грех, и слезы, и любовь, и возвышение, и падение.
Историю своего грехопадения рассказывает старый Давид молодой девушке Ависаге, которую приближенные царя привели к нему для того, чтобы она согревала его тело. Считается, что Ависага Сунамитянка была последней наложницей царя Давида, но не последнюю роль она играет как в спектакле, так и в дальнейшей истории сыновей Давида: жизни Соломона и смерти Адония. Есть предположение, что именно ей посвящена книга «Песнь песней», создание которой приписывают Соломону.
Вспоминая свою жизнь, знакомство и любовь к Вирсавии, отправление на верную смерть своего преданного воина Урия, мужа Вирсавии, Давид снова проживает все это, становится живым человеком в глазах Ависаги. А зрители видят на сцене молодого Давида, Вирсавию и Урия, видят воочию зарождающуюся любовь и разворачивающуюся драму, кипение страстей и бурю эмоций в душе мужчины. Кто он в этот момент своей жизни: великий царь или простой человек? Общение с Ависагой и свои собственные воспоминания будоражат кровь, и Давид наконец приходит к мысли попросить прощения и находит в себе силы покаяться перед той, которая вынесла все потери, страдания, которая любила и была рядом не смотря ни на что, перед Вирсавией. И теперь ничего не страшно, и отпускает смертельный холод, что сковал тело и душу.
Но что, если допустить мысль, что это можно было сделать намного раньше, ведь она сказала, что знала все и приняла, и простила давно. Так кто же тебя обрек на страдания, Давид, и для чего они тебе были нужны, каким ты стал благодаря им и как воспитал своего сына Соломона, будущего правителя? Много вопросов задает мистерия и ответы на них зрители найдут для себя на сцене, в характерах героев, и как они меняются со временем, и даже размышляя над увиденным после просмотра.
Интересный ход использует режиссер, чтобы усилить роль Женщины в спектакле, пророка Иону играет Анна Подсвирова. Бог – это есть любовь. Любовь женщины способна на многое, женщина из любви способна на все.
В ролях:
- Пророк Иона — Анна Подсвирова
- Вирсавия — Сэсэг Хапсасова
- Старый Давид — Григорий Данцигер
- Молодой Давид, Соломон — Никита Киоссе
- Ависага — Диана Владимирова/Ольга Амосова
- Урия — Андрей Белявский
- Голос Бога – Левушка
Примечательно, что у каждого актера своя манера речи и особенные, индивидуальные движения. Пророк Иона говорит отрывисто, с особой интонацией и ударениями, она не только своим внешним видом, но и речью показывает, что она не от мира сего. Разве обычный человек мог бы принять ответы Бога и передать его слова, не искажая смысла? Интересна игра Дианы Владимировой в роли Ависаги: в начале пьесы, когда она подчиняется воле других людей, подославших ее к царю и в конце пьесы, когда она решилась признаться и стала собой. Никита Киоссе блестяще перевоплощается прямо на сцене из молодого Давида в Соломона, и если бы это происходило не на глазах зрителей, то легко можно было решить, что играют два разных человека. Молодой Давид – горяч, страстен и похож на льва, а Соломон спокоен, рассудителен, не расстается с книгой и пером. Урия в исполнении Андрея Белявского бесхитростный и преданный воин, именно перед таким человеком может вырасти вина Давида за содеянное. Сэсэг Хапсасова отлично показала чистоту и непорочность Вирсавии, ее удивление зарождающемуся чувству, искреннюю любовь к Давиду, горе от потери ребенка и гордость за сына, Соломона.
Режиссер не забыл рассказать притчу, с которой к царю пришел пророк после произошедших событий с Вирсавией и Урией, и не просто рассказал, а показал в лицах. Тут и отсылка к прошлому царя Давида: он когда-то был пастухом, и напоминание о пастыре и его пастве, и осознание содеянного и самонаказание.
Мистерия была бы не полной без музыкальных композиций, которые раскрывают характеры героев, показывают, что у них на душе, а также усиливают впечатления от событий, происходящих на сцене. И особую роль играет свет: у него свой характер, он не просто подсвечивает места на сцене и героев. Но это нужно слышать и видеть, всего не передать словами, как и вкус, и запах — это только можно почувствовать самому.
Есть книги, которые перечитываешь и каждый раз открываются новые нюансы и смыслы. Эта пьеса похожа на такую книгу — смотреть можно неоднократно.
Автор Ольга Загородникова, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий