Вчера состоялась премьера спектакля в МХТ имени А.П. Чехова «Дамасобачка» режиссера Алексея Мизгирёва по рассказу Антона Павловича Чехова (ага, снова Чехов у меня) «Дама с собачкой». Это вторая театральная работа кинорежиссёра, первой был спектакль «Братья», являющийся ремейком фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья». Я смотрела этот спектакль… в прошлой далёкой жизни… Конечно, я не помню подробностей, но там точно всё было в стиле «Гоголь — центра»: громко, резко, эротично…
И вот новая работа на сцене старейшего театра столицы. И как-то так совпало и стало символичным, что и МХТ имени А.П. Чехова отмечает в этом году свой 125-й день рождения и рассказу Чехова столько же лет. Алексею Мизгирёву удалось, кажется, невероятное: сохранить чеховский текст и при этом создать свою историю. При этом, снова скажу банальную вещь, чеховская проза, несмотря на почтенный возраст, актуальна, как никогда.
Наверное, без спойлера не получится, ибо не написать про него я не могу. Про арбуз. Честно говоря, не думала, что эта ягода может стать символом страдающего сердца, внутренних переживаний и вообще показать сведение счетов с жизнью. Но действительно, в момент экзекуции с арбузом было настолько страшно, что казалось, перед нами происходит что-то непоправимое. Честно, прям кровь, кишки, прошу прощения. Столь яркой аллегории я не видела давно. И раз уж режиссер дал нам свободу в восприятии его идеи с арбузом, то для себя я это увидела так. До Анны Сергеевны Гуров с удовольствием и легко знакомился с женщинами и, похоже, так же легко с ними расставался. На Анне Сергеевне он натурально поскользнулся, так как вдруг влюбился по-настоящему. И на ней закончилась его привычная и размеренная жизнь, когда он по привычке оставался со своей женой с черными бровями и до этого и особых страстей не было у него.
У Чехова все, в общем-то, заканчивается неплохо. Кажется, что совсем немного и что-то придумается и случится светлое будущее. В спектакле получилось совсем мрачно. Жена Гурова умирает, отравившись мышьяком. Доконали подробные рассказы мужа с интимностями (типа дали обещание не врать, когда женились). Анна Сергеевна тоже не живёт долго и счастливо с Гуровым, а потом умирает с ним в один день. А вообще спектакль — это сеанс психотерапии и в сессии участвуют Гуров с женой и Анна Сергеевна с мужем. В жизни такое представить совершенно невозможно. А и не нужно, ибо потом оказывается, что присутствует лишь Гуров и все происходит в его воспаленном воображении.
Спектакль оказался для меня очень эмоционально тяжёлым. Были такие нестерпимые моменты унижения главной героини, что хотелось либо выскочить из зала или прекратить эту пытку. Удивительно, что понятия абьюз и психологическое насилие появились недавно, а Чехов написал про них ещё 125 лет назад!
Удивительно точно удалось подобрать Алексею Мизгирёву актерский состав. Гуров в исполнении Сергея Волкова получился именно таким, каким и задумывался Чеховым. «В его наружности, в характере, во всей его натуре было что-то привлекательное, неуловимое, что располагало к нему женщин, манило их; он знал об этом». Низкий и глубокий голос, оценивающий, но совсем не наглый, взгляд, нежные касания Анны Сергеевны. Образ Анны Сергеевны воплотила Полина Романова и она невероятна прекрасна в своей молодости. У нее так подрагивали плечи, едва сдерживаемые слезы в голосе и такое обречённое подчинение воле мужа, которого сыграл Кирилл Власов. Именно про это название спектакля «Дамасобачка»: с Гуровым Анна Сергеевна — дама, а с мужем — она собачка. Психотерапевта сыграл Ростислав Лаврентьев. Кажется, именно таким и должен быть врачеватель душ: большим, внимательным, а когда надо твердым. Жену Гурова сыграла Дарья Юрская и у нее получилась героиня с отвратительным характером, которая склочна и визглива. И, кажется, что жертва — она, ей изменили, ее жизнь поломали. А не жалко ее совсем…
Думаю, этот спектакль относится к таким, который надо посмотреть лично и выбрать сторону: нравится или нет вам такая история. Уверена, что найдутся те, которые посчитают такую версии «Дамы с собачкой», а также издевательство над арбузом, совершенно не приемлемым, но будут и те, кто будет в восторге от такого глубокого и необычного прочтения рассказа Чехова.
Автора Марина Казакова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий