00
Июн. 14.

«Чёрный монах» в Театре «Школа драматического искусства»: Тысячелетний Чёрный монах снова идет по пустыне

00Премьерный показ спектакля «Чёрный монах» состоялся 14 июня. Повесть Антона Павловича Чехова под одноименным названием стала одним из самых философских творений классика. В ней нашли отражение размышления писателя о природе безумия и мании величия, гениальности и обыкновенности, преданности и безразличии. Поставить спектакль на такую сложную тему, и при этом не скатиться до унылых философских размышлений, а сделать происходящее на сцене по-настоящему интересным для зрителя, безусловно, задача высшего порядка. На мой взгляд, молодой режиссер Эдуард Кашпоров с ней блестяще справился. В небольшом одноактном спектакле нашлось место и глубокой философии, и романтике, и психологической драме, и гротеску, и мистике. Исследование природы шизофрении, в которую все сильнее погружается главный герой, и связанные с этим процессом галлюцинации и приступы внезапного собственного возвеличивания и принижения окружающих, переданы в спектакле со зрелостью опытного мастера. Мне даже странно было увидеть выходящего на поклоны совсем молодого человека, настолько цельным, серьезным и одновременно стильным получилось прочтение чеховской повести. Облик главного героя Андрея Коврина, несмотря на условность современного костюма и даже хипстерскую модность ярких носков, прекрасно соответствует типажу русского интеллигента начала ХХ века, подверженного постоянным раздумьям о смысле жизни, периодическим приступам хандры и осмысливанию собственной важной роли в мироздании. Даже прочитывается некоторое сходство с самим Антоном Павловичем, да и чахоткой его герой страдает так же, как сам писатель.

Во внешности актера Андрея Финягина безусловно присутствуют подобные черты, что придает его герою особую достоверность. Условность в передаче времени и места действия в спектакле отлично работает на то, чтобы высветить его главную идею. Стол ученого, книги, уютное кресло, плед и лампа с одной стороны сцены, и некоторое подобие парника с буйной растительностью внутри с другой – противопоставление противоположных миров «человека раздумывающего» и «человека работающего». Егор Семенович Песоцкий (Николай Гонтар) и его дочь Таня (Александра Лахтюхова), в отличие от философа Коврина, заняты простой работой на земле, и у них нет времени и сил для размышлений о собственной роли в судьбах мироустройства. Они лишь хотят сделать свой сад лучше, а главный смысл жизни для Песоцкого в том, чтобы после его смерти кто-то продолжил его дело. Поэтому и потенциальных женихов для Тани он рассматривает исключительно как продолжателей дела всей его жизни. Романтичная натура Тани и бескорыстная любовь ее отца делают из Коврина идеальный объект для женитьбы. Хочет ли этого он сам? Возможно, в какой-то момент жизнь на природе, спокойствие и красота окружающего мира начинают проецироваться на девушку, а внезапное видение Чёрного монаха из рассказанной ей легенды кажется ему особым знаком. Свадьбе быть!

88

Про монаха разговор особый. Уж никак я не ждала его именно в таком обличье. Режиссер и художник-постановщик спектакля Елена Ярочкина увидели его, как нечто среднее между представителем субкультуры и обитателем монастыря Шаолинь. Ну а почему бы, собственно, и нет? Ведь Чёрный монах (Алексей Славкин) всего лишь плод больного воображения героя, и чем больше им завладевает болезнь, тем активнее становится вымышленный персонаж у него в голове, с которым он ведет задушевные беседы, пугая жену, и вынуждая начать лечение. Но для Коврина лечение, это возвращение к обыденности. Галлюцинации рождали в нем чувство собственной исключительности, а без них он начинает чувствовать себя обычным, ничем не примечательным человеком. А его больной разум винит в потере собственного величия любящих его близких, они вызывают у него теперь только раздражение и гнев. Разрыв становится неизбежен. Коврин с каким-то радостным удовлетворением признает себя сумасшедшим, для него это признание, как причисление себя к множеству мировых примеров соседства гениальности и безумия. Даже женщину он себе находит такую, чтобы всего лишь оттеняла свет его гениальности. Перед самым трагическим финалом собственного существования он все-таки понимает, какую боль причинил Тане, что стал причиной смерти ее отца, гибели их любимого сада, как собственно и всей их жизни, но вновь появившийся Чёрный монах увлекает его за собой, теперь уже навсегда.

В спектакле есть несколько замечательно переданных метафорических знаков. Над теплицей безумно красиво идет самый настоящий дождь, а Коврин с Таней сидят на скамейке под огромным желтым зонтом, а желтый цвет считается негласным цветом безумия; развитие шизофренических приступов героя вызывает крушение всего вокруг, как знак разрушения жизни его собственной и жизней его близких, садовая тачка становится каталкой для душевнобольного, а пресловутый монах становится все более и более осязаемым, захватывая разум Коврина.

Приятно отметить, что спектакль «Чёрный монах» был создан в рамках Молодежной программы «Школы драматического искусства» под руководством Глеба Черепанова и не может не радовать, что молодые и талантливые ее участники выбирают настолько глубокие произведения, что не боятся сложности темы и умеют ее так эффектно транслировать.

Автор Наталья Романова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь, а фотографии Дарии Кукушиной можно увидеть здесь 

 

 

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Искусство, Новости, Развлечения, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *