Сен. 14.

«Белый пароход»: Мальчик и Белый пароход

  • Признаюсь, что творчество Чингиза Айтматова знаю плохо, оно всё время проходило мимо меня. Только есть у меня театральная коллега, у которой любимый спектакль поставлен по повести этого писателя «Материнское поле». Поэтому мне надо было срочно подтянуться за настоящими театралами, так что премьера спектакля «Белый пароход» в РАМТ оказалась очень кстати. 
  • Один из первых вопросов, заданных режиссёру Юрию Печенежскому, был как раз о том, для какой аудитории предназначен его новый спектакль и будет ли он интересен подросткам. Один из зрителей посчитал, что такую историю осилит только человек с жизненным опытом.

А мне показалось, что каждый сможет найти то, что зацепит его в этой постановке. Женщины, скорее всего, посочувствуют Бекей: муж бьёт её за отсутствие в их семье детей, и при этом ей некуда уйти, ведь живут они на заповедном кордоне. Она сама оплакивает своё несостоявшееся материнство, и все вокруг зависят от её мужа. Боль Орозкула можно понять, но способ унять её принять нельзя. С нашей современной, цивилизованной колокольни у нас возникает резонный вопрос: это у кого на самом деле проблемы с репродуктивным здоровьем? Есть ещё один женский персонаж, непонятно как прибившийся к этой семье и не связанный родственными узами ни с одним из членов семьи. Бабка — это воплощение того, с чем пока безуспешно борется общество: молчи и терпи, а деду Момуну, отцу Бекей, не вмешивайся. Сами разберутся, а то вдруг Орозкул выгонит их из дома.

Подростки будут смотреть этот спектакль глазами мальчика. Хотя, наверное, им будет трудно представить себя на месте этого героя, ведь они живут в большом городе с родными людьми и вряд ли случалось, что школьный портфель становился их единственным другом. Но есть вещи, которые роднят и этого мальчишку, и современных детей: они очень четко чувствуют фальшь в словах и поступках взрослых, и тогда их мир вокруг начинает рушиться. Герой повести уходит в свои фантазии (не хочется думать о более страшном развитии событий), и многие современные подростки поступают так же.

Очень хочется отметить великолепный дуэт актеров: мальчика (Данила Голофаст) и деда Момуна (Олег Зима). Дедушка и внук. Олег Валентинович признался журналистам, что по-настоящему полюбил Данилу и во время спектакля часто называет его «сынок», хотя этого слова и нет в повести Айтматова. Актер добавил, что и сам был бы готов сыграть мальчика, ведь в душе он сущий мальчишка, но понимает, что фактура у него сейчас более подходящая для деда Момуна.

 

Отличной находкой постановки считаю настоящий иллюминатор белого парохода, который появляется в самом конце как символ надежды, что всё сбудется и мальчик встретит своего отца на этом самом судне. Интересно, что во время спектакля это окошко, припорошенное песком, использовалось для песочного театра. Для мальчика, не имеющего друзей, это настоящее окно в мир, поле для фантазий и мечтаний.
Получилась настоящая философская притча, где каждый будет искать свою истину. Суровая жизнь на заповедном кордоне и народные сказки — всё переплетено в этом спектакле. Рогатая мать-олениха — сама мудрость земли и опора, которая поддерживает всех героев.

Автор Казакова Марина, фотографии с официального сайта театра можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *