Фев. 28.

Вампиры приглашают на бал!

no images were found

Что мы знаем о вампирах? Об этих загадочных существах написано достаточно много книг  и снято немало фильмов.  Наверное, в первую очередь на память приходит классический в своем жанре роман  Брэма Стокера о графе Дракуле или мистическая драма ирландского режиссера Нила Джордана «Интервью с вампиром», которые завоевали невероятную популярность у читателей и зрителей, завороженных странной притягательностью полуночных существ, опасающихся крестов и дневного света. Да и стоит ли говорить о масштабах вампирской популярности, если им удалось захватить весьма широкую нишу не только в литературе и кинематографе, но и поселиться даже на театральных подмостках, куда им была открыта дорога усилиями режиссера Романа Полански. Ведь именно он  в 1997 году в венском театре «Раймунд» поставил мюзикл под названием «Бал вампиров», ставший музыкальным ремейком его фильма «Бесстрашные убийцы вампиров, или «Простите, но ваши зубы впились мне в шею» (1967). С тех пор поющие вампиры начали продолжительное путешествие, давая бал в театрах не только Европы, но и Азии, подчиняя своей власти сотни восторженных зрителей. Наконец их триумфальное шествие достигло и России, где 3 сентября 2011 года на сцене петербургского театра Музыкальной комедии состоялась премьера русской версии мюзикла.

Едва ли когда-нибудь прежде сцена этого театра видела  действо столь грандиозных масштабов, над созданием которого работала многочисленная международная команда. Основой для русской версии послужила венская редакция 2009 года режиссера Корнелиуса Балтуса (Голландия), где, как и в оригинальной постановке самого Романа Полански, звучит устрашающая, таинственная, в то же время надрывно кричащая рок-мотивами, а порою взлетающая на вершины оперных интонаций музыка Джима Стейнмана.

Мистическое, насыщенное и яркое действие с первых минут погружает зрителя  в необыкновенную атмосферу, где он становится не просто наблюдателем, который из темноты зала следит за чередой событий, развивающихся на сцене, но и сам неожиданно для себя самого становится объектом пристального внимания сумеречных существ, то и дело возникающих из мрака, бесшумно ступая между рядами партера или возвышаясь в ложах, выискивая среди публики очередную жертву. Ощущение непосредственного участия зрителя в происходящем действии усиливается и за счет специфики звукового оформления, полностью захватывающего пространство, когда звук, подаваемый в разные репродукторы, словно перепархивает из угла в угол, опутывая зал, а объемные проекции 3-d изображений на сцене дополняют создаваемый эффект.

Реалистичность происходящего достигается также благодаря костюмам (Кентауэр, Венгрия), напоминающим зрителю о разных эпохах и странах: здесь невероятным образом в танце сошлись  английская леди и венецианский дож, бедный художник и королевская фрейлина, ратный рыцарь и балканская княжна – маскарадное разнообразие персонажей и масок! Но пронзительные взгляды стеклянных  глаз и обветшалые туалеты персонажей, обреченных на вечную жизнь, разрушают ощущение праздничной пышности традиционных балов, погружая в атмосферу потустороннего мира, где кажется, что от могильного холода зрителей невольно пробивает озноб. А грозный и давящий своей неприступностью замок, возведенный на сцене театра во всем великолепии готического стиля, благодаря выбранной перспективе словно нависает над залом, заставляя чувствовать собственную ничтожность рядом с черной громадой сооружения. И невольно начинает казаться, что средневековая готика с ее тянущимися ввысь башнями, стрельчатыми окнами, тонкими колоннами и изящными нервюрами, где каждый изгиб и всякая заостренная форма, словно нарочно имитируют смертоносные клыки, была специально создана, чтобы служить обителью для темной вампирской сущности. Однако даже столь монументальные постройки при помощи современных механизмов способны с легкостью растворяться в темноте, когда в течение всего спектакля одна декорация сменяет другую, перемещая действие из горной долины в уютную атмосферу старой провинциальной гостиницы, которая в следующий же момент сменяется роскошной бальной залой или старинным склепом.

Следующие друг за другом многочисленные смены декораций и оригинальная хореография (Деннис Каллахан, США), которая соединяет классические па с движениями, напоминающими ломаные, резкие броски и крадущиеся повадки вампиров, придают спектаклю невероятную динамичность и ритм, способный ввести зрителя в состояние бездыханного оцепенения. Но происходящее на сцене уж никак нельзя назвать мрачным триллером, нагоняющим ужас, ведь юмористические сцены и остроумные пассажи героев не раз заставляют улыбаться, даже хохотать от души, а драматические моменты погружают в тихие раздумья, невольно пробуждая сопереживание  действующим лицам. Чудаковатый профессор Абронсиус (А. Матвеев), робкий, но отважный малый Альфред (Г. Новицкий), резкая и в то же время нелепая Ребекка (М. Гогитидзе), пройдоха Шагал (К. Китанин) с  плутовкой Магдой (Н. Богданис) и жеманный франт Герберт (К. Гордеев) весьма карикатурные и характерные персонажи, вызывающие искреннюю улыбку. Но главный герой, правящий полночный бал, образ отнюдь не однобокий.

Его сиятельство граф фон Кролок предстает истинным порождением тьмы, казалось бы, бездушным, расчетливым убийцей, соблазняющим молодую девушку Сару, которая должна пасть жертвой его ненасытной кровавой жажды —  сюжет не новый и весьма популярный. Наверное, эта история могла бы превратиться в банальность, где зло всегда изображается в бескомпромиссно черном цвете, а добро облечено в белые одежды, но сказка оказывается гораздо ближе к жизненной действительности, которая отнюдь не похожа на черно-белое кино. Бесспорно фон Кролок – порождение темных сил и воплощение зла, но, однако же, подкрепленное своей философией, имеющее свою причину и трехсотлетнюю историю. Это философия одинокого зверя, не принятого людьми, иного по своей природе.  Непреклонною волею судьбы, когда-то вместе с жизнью прекрасной девушки вырвавшей из его рук  право на счастье и любовь, он превратился в создание, чуждое для человечества. И ария графа «Жажда» переполнена драматизмом истории отверженного изгоя, заставляет сочувствовать  его участи обреченной на вечные скитания неприкаянной души. Неслучайно спустя триста лет появляется Сара, новое «звездное дитя», чей образ проходит ассоциацией с потерянной любовью и чей ритуал посвящения в служители тьмы призван ознаменовать самовластие Кролока, будто бросающего вызов, мстящего судьбе, доказывая свою способность стать с нею наравне и держать чужую жизнь в своих руках, чувствуя свое превосходство над миром, не принявшим его.

Бесспорно, столь многогранный и непростой персонаж открывает богатый материал для творческих поисков актера. В настоящее время роль фон Кролока играют сразу три исполнителя (И. Ожогин, А. Суханов, Р. Колпаков), каждый из которых представил свое видение персонажа, создав оригинальный образ. И что примечательно, они рознятся не только в манере поведения или темпераменте, но, вероятно, даже в мотивации своих поступков, что  прослеживается в  очень тонко проработанных рисунках роли.

no images were found

Граф И. Ожогина сдержан, хладнокровен, отрешен, порою даже циничен. Изящные, размеренные движения, неспешная поступь и гордая осанка выдают в нем подлинный аристократизм, граничащий с надменным высокомерием. Совершенно очевидно его саркастическое отношение к действительности, что сквозит в едва заметной, но весьма выразительной ухмылке. Кролок в исполнении И. Ожогина больше занят внутренней борьбой с самим собой и собственными переживаниями, нежели с окружающим враждебным ему миром. Однако,  он никогда не позволит выйти наружу  этим переживаниям.

Граф А. Суханова решителен и резок, что проявляется не только в жестах, но и в интонациях, зловещих и откровенно устрашающих, когда вампирское шипение порою перерастает в надрывное рычание. Во всем его образе есть нечто демоническое, заставляющее зрителей замирать, затаив дыхание.  Его внутренний метущийся бес, явно не дает ему покоя и прорывается наружу. Такой фон Кролок подобен ненасытному зверю, который не только способен на хладнокровное убийство, но более того, он расчетливо готовит страшный ритуал жертвоприношения Сары, который в данном случае, очевидно, затевается не для утверждения собственного самовластия, а по зову кровавой жажды.

Фон Кролок в исполнении Р. Колпакова в большей степени эмоционален и порывист. В жилах этого вампира неистово бурлит кровь  чувствующего, сомневающегося, в то же время  отчаянного и беспокойного искателя острых жизненных ощущений, которых лишены сумеречные существа. И порою накал страстей оказывается столь силен, что совладать с ними уже не представляется возможным. Этот граф великолепно владеет искусством перевоплощения: он мастерски меняет маски, превращаясь то в лукавого насмешника, то в страстного соблазнителя, то в страдающего изгоя.

Столь же не похожи и оригинальны образы, созданные исполнительницами главной женской роли мюзикла.

Сара Е. Газаевой — совершенное дитя, маленький озорной бесенок, который будто развлекается, занимая свое время занятной игрой под название «Жизнь». Ей страстно хочется испытать новые ощущения, вырвавшись из тягостных уз отеческого дома, где все радости жизни под запретом, даже любимая пенная ванна, и приглашение Кролока становится для нее интереснейшим приключением, которое должно развеять надоевшую скуку.

Сара в исполнении В. Свешниковой несомненно лирическая героиня: юное нежное создание, живущее миром грез и мечтаний о прекрасной любви, которая вырвет ее из темных будней. И словно мотылек, стремящийся к свету губительного для него огня, она, забыв обо всем, бросается в неведомое, но манящее море свободы и чувств, которое так заманчиво сулит ей граф.

Но какой бы актерский состав не пришлось увидеть на сцене зрителю, он ни в коем случае не останется равнодушен, ведь команда исполнителей, работающая в проекте, составила не просто слаженный коллектив, а сложилась в гармоничный ансамбль, превратившийся в живую душу спектакля. Вероятно, именно по этой причине за полгода проката в России «Бал вампиров», в феврале отметивший юбилейный 50-ый спектакль, завоевал  невероятную популярность и любовь публики, которая с нетерпением ждет очередного блока спектаклей, чтобы с удовольствием принять приглашение на полночный бал в театре Музыкальной комедии.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Татьяна Листафёрова, фото Екатерина Литвиненко

 

 

Автор Admin | Posted in Бал вампиров | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Tagged: , ,



  • Статья великолепная! Настолько точно все подмечено и отражено.

    (Вот только «Интервью с вампиром» — это прежде всего книга Энн Райс и уже во вторую очередь фильм. Немножко обидно было такое прочитать.)

  • Мантисса says:
    24.06.2012 at 9:38 пп - Ответить

    Спектакль, конечно, реально стебный. Просто поржать. Там все персонажи комичные, кроме, графа. Хотя он комичен своими текстами-переводами. Но смотрится все зрелещно и красиво. В статье понравился оборот про то, что «в жилах этого вампира неистово бурлит кровь…». Круто! Спасибо! Смотрите, пока еще идет!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *