Ноя. 28.

Дмитрий Калантаров: “Мы создали самую прозрачную и объективную систему отбора”

 Национальный фестиваль и премия “Музыкальное сердце театра” стартовали 10 ноября в Кузбассе. Открылся фестиваль спектаклем Музыкального театра Кузбасса им. Боброва в Кемерово — мюзиклом «Призрак замка Кентервиль». На протяжении всего фестиваля зрителей ждал парад постановок из Омска, Новосибирска, Тюмени, Калининграда, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и Донецка. А также шоу с участием знаменитых артистов мюзиклов, Лаборатория и, конечно же, объявление победителей. Фестиваль — это не только культурное, но яркое и стильное событие в театральной жизни страны, где все продумано до мелочей — от дресс-кода до дизайнерских наград. К слову, в этом году статуэтка была частично изготовлена из черного вулканического стекла, что символизировало природные богатства региона. В самый разгар события мы поговорили с генеральным продюсером “Музыкального сердца театра” Дмитрием Калантаровым о том, как не упустить шанс оказаться в номинационном листе премии в следующем году.

Дмитрий, в чем преимущественное отличие премии “Музыкальное сердце театра” от других театральных премий в нашей стране?

Наш фестиваль — это не только показ спектаклей и отбор лучших по ряду номинаций. Я бы хотел сакцентировать внимание на том, как происходит непосредственно отбор этих лучших. А проходит он в рамках абсолютно прозрачной и объективной системы, которую мы на протяжении многих лет выпестовали. Если изначально мы шли по распространенному пути: формировали жюри из уважаемых людей, а потом определяли победителей посредством обсуждений и голосований. То со временем поняли, что этот путь не в полной мере нам подходит и выносить решение, кто достоин быть в номинации, должно все профессиональное сообщество. Именно поэтому мы и создали Академию современного музыкального театра, куда на сегодняшний день входит 140 уважаемых академиков, среди которых профессионалы из театральной и мюзикловой среды: авторы, композиторы, хореографы, художники по свету, костюмам, дирижеры, аранжировщик, директора, представители СМИ и другие, пользующиеся авторитетом, представители различных цехов. И именно они, как академики премии “Оскар”, принимают решение, путем голосования, кто достоин быть лучшим в определенной номинации.

Расскажите поподробнее о механике голосования. Сначала пять театральных критиков, методистов и специалистов в области музыкальных театров формируют лонг-лист, отбирая лучшие постановки. А затем к этим экспертам присоединяется 10 академиков, представителей различных цехов: авторы-композиторы, либреттисты, авторы текстов песен, аранжировщики, музыкальные руководители, режиссеры, хореографы, сценаристы, сценографы, педагоги и представители профильных СМИ. Именно они на основании лог-листа формируют шорт-лист и определяют персональных номинантов. На сайте премии для каждого академика заведен кабинет, где они могут посмотреть спектакли в хорошем качестве, снятые на несколько камер, со сведенным звуком и с фотокоррекцией. Смотрят и голосуют. Таким образом осуществляется мини-голосование по номонационному листу. И если спектакль набирает менее двух голосов, он выбывает из шорт-листа. При этом, если голосующий хоть как-то аффилирован по отношению к спектаклю-претенденту, ему ставится запрет на голосование. Эта система дает нам объективную картину отбора.

А что же предшествует лонг-, а затем и шорт-листу?

Длительная и кропотливая процедура экспертного отбора. Наши эксперты не ездят по стране и не отсматривают спектакли, мы сами никого не выдвигаем. Хотя, конечно же, мы в курсе всех активностей музыкальных театров страны – знаем про все премьеры. И напоминаем о себе директорам театров. Мы принимаем заявки в дирекцию фестиваля, где уполномоченный эксперт проводит первичный отбор: иногда приходят откровенно слабые работы или они выходят за рамки жанра, такие мы сразу откладываем. Так как решение по номинационному листу мы должны получить уже летом, чтобы начать подготовку к фестивалю, то можем позволить себе отсматривать премьеры, выпустившиеся не позднее 15 июня. Но, вероятно, со уже со следующего года это время придется ограничить первым днем лета, чтобы все успеть. В заявке важно указать название спектакля, имена участников-создателей, видео, созданное по определенным форматам. И уже далее отобранные спектакли как раз попадают в руки экспертного совета из пяти человек.

Кажется, что фестиваль стал больше, чем просто фестиваль…

Наш фестиваль — это, по большому счету, масштабный форум, который с каждым годом набирает обороты. Ежегодно меняя географию, мы способствуем укреплению позиций музыкального театра в каждом конкретном регионе и становимся там одним из самых ярких событий года, а центр субъектов федерации превращается в настоящую театральную столицу. Кроме того, мы стараемся затронуть абсолютно все стороны музыкального театра. Для этого в этом сезоне мы начали работу задолго до официального проведения фестиваля. И провели программу “Большой дебют” — блок, ориентированный на студенчество, на будущих артистов музыкального театра, которую мы уже отработали в сентябре. Со спектаклями выступили студенты старших курсов пяти ведущих театральных ВУЗов нашей страны: ГИТИС, Школа-студия МХАТ, петербургский РГИСИ, Екатеринбургский театральный институт, Театральный институт при Саратовской консерватории. Это было первое масштабное мероприятие после открытия филиала РГИСИ в Кемерово. Он стал образовательным центром одного из четырех культурных кластеров, которые сейчас создаются в этом и нескольких других регионах России по поручению президента, среди них: Калининград, Севастополь, Кемерово и Владивосток.

Почему решили проводить фестиваль именно в Кузбассе?

В истории фестиваля, который проходил масштабно с 2006 года в Москве, Екатеринбурге и Новосибирске, Кузбасс сегодня (представленный тремя городами) – самая крайняя восточная территория  в России, где мы проводим, пожалуй, главное музыкальное театральное событие федерального значения. Сегодня в Кемерово по поручению Президента России Владимира Путина и при активном участии губернатора Кузбасса Сергея Цивилева создается культурный кластер, а в центральной части города возводят филиалы Русского музея и Мариинского театра.  Уже открыто, как я сказал ранее, новое здание филиала РГИСИ, поэтому как начинающим артистам, режиссёрам и композиторам, так и уже действующим учреждениям культуры наш фестиваль подарит новый импульс. Но не стоит забывать и о преимуществах для зрителей, которые также являются бенефициарами нашего события, получая уникальную возможность увидеть у себя в городе постановки со всей страны. При этом хочу отметить необычайно теплый прием кузбасского зрителя – их долгие и бурные овации надолго запомнятся всем участникам!

Автор: Олеся Фирулева, фото из личного архива

 

Автор Admin | Posted in Интервью | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Tagged: ,



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *