Мар. 19.

Иисус Христос — Суперзвезда в Москве

На сцене Центрального Зала МСПК на Проспекте Вернадского состоялся  показ легендарного мюзикла, где главные роли – Иисуса и Иуды – сыграли Ростаслав Колпаков и Вячеслав Ногин.   50 лет прошло со дня создания мюзикла Иисус Христос – Суперзвезда, а по ощущениям – это мюзикл был всегда, настолько плотно вошел он в мировую культуру, настолько глубоко проник в сознание зрителя.

 

Спорная, в чем-то эпатажная постановка, вызвавшая немало дискуссий и церковных, и светских разговоров, а все потому, что поднятая тема гораздо выше и сложнее, чем простой перенос на подмостки сцены жития самого известного человека на Земле.

История Иисуса Христа всегда вызывала и вызывает интерес. Был ли такой человек на самом деле? Совершал ли те чудеса, которые ему приписывают? Действительно ли он был сыном Бога, что умер за наши грехи и воскрес во славу Божию? Каждый дает свой ответ, в зависимости от своей веры, но история, рассказанная в мюзикле (рок-опере) далека от теологических дебатов, ведь главное в ней – показать сущность не только Христа, но и вообще – человека во всех смыслах этого слова. Человека, праведного и не очень. Отчаянного, сильного, слабого, решительного, трусливого, утешающего, безутешного, влекущего и влекомого, скорбящего и радующегося, одним словом – разного, во всех своих проявлениях.

В центре внимания этой рок оперы два персонажа – собственно, Иисус Христос и Иуда Искариот. На противоречивых отношениях этих двух людей и строится основной конфликт сюжета. Причем в этой версии Иуда показан не как однозначный злодей, предатель и плут, но как сомневающийся человек, который искренне верит, что своими действиями помогает единственному человеку, который принял его и которого он единственного смог полюбить. Но – чем сильнее любовь, тем сильнее может быть разочарование в объекте своей любви. И Иуда оступился. Упал. И разрушил все, во что верил сам и во что верил его Учитель.

Из всех персонажей рок-оперы, пожалуй, именно Иуда со своими внутренними страстями и демонами, раздирающими его душу, получился наиболее человеченым, наиболее живым и, конечно же, спорным. Что особенно хорошо в этой опере – Иисус не показан совсем уж безгрешным святым, без страха исполняющим свое Предназначение. Он тоже, как и любой на его месте, сомневается в правильности выбора своего Пути, сомневается в том, в чем сомневаться в принципе не должен, ведь такова Воля Божья. И все же…

Иуда и Иисус – две стороны одного страдания, одного испытания, выпавшего на их долю. Каждый из них несет на себе свой крест и, как бы ни сопротивлялся своей судьбе, все же вынужден принять ее полностью. Это видно даже в созвучии арий Иисуса и Иуды.

Когда Иисус поет в Гефсиманском саду самую, пожалуй, известную арию из рок-оперы – арию, в которой он спрашивает Бога, за что ему выпало столько мук и за что он должен принять эту муку, принять свою смерть – это созвучно с арией Иуды, который, предав Христа, увидел и понял, к чему это привело и хочет все исправить, но исправить уже ничего нельзя, и он поет – Бог, ну ты же предвидел это, за что ты обрек меня на эту муку, неужели Ты не знал, как тяжела эта ноша. В этих двух противоположных по энергетике, но таких похожих по своей сути воззваниях к Богу, каждый из них проявляет то, что стало основой их характеров. Их сходства и различия. Иисус – человек, свято верующий в свой путь, в свою Истину, и твердо следующий воле Отца, даже сомневаясь в Его справедливости, даже позволив себе усомниться в ней. А Иуда, напротив, совершенно не знает, к чему он стремится, не знает, где искать правду, он хотел найти правду в Иисусе, но даже в нем – он сомневается. Но совершая непростительный грех предательства, уповает на милость Божию, на Его умение прощать и любить. И хоть этот вопрос остался в этой версии рок-оперы без ответа, все понимают, что Иисус, конечно, простит Иуду, как и всегда прощал. Ведь в конце концов Иуда совершил ровно то, что и должен был совершить. Иисус знал об этом, как всегда обо всем знал, но не мог ничего предпринять, чтобы предотвратить неизбежное. Сын Божий оказался бессилен перед своей известной судьбой. И от этого – больнее вдвойне.

Но не только Иуда предал душу Иисуса – сами люди, которые поклонялись ему, пели ему осанну и ждали от него чуда, в миг, когда на него ополчились власти, — эти же люди отвернулись от Его Учения, бросали в Него камни и призывали убить Его. Те же самые люди. Именно об этом предупреждал Иуда, но Иисус не стал его слушать, потому что и без того знал, как оно все будет.

Иуда был слишком заземленным, слишком цеплялся за жизнь земную с ее невзгодами, горестями и бедами, в то время, как Иисус жил совершенно в другом измерении и видел гораздо больше, чем мог показать другим (точнее – чем те другие могли бы увидеть, даже если бы он показал им все, как есть). Это очень трудно понять, все это возможно только прожить, прочувствовать, да и то, конечно, не дано постичь ту тяжесть, которую пришлось вынести Иисуса ради того, чтобы спасти всех нас.

Но спас ли он нас? Если смотреть на мир сегодняшний, кажется, что мы снова забыли заветы Христа и снова, как и тогда, готовы распять Бога, не услышав его стонов и криков, но все же! Все же нельзя терять надежды, что Бог находится в каждом из нас, и что в конце концов – Смерть будет попрана Воскресением.

 
Автор:Алла Халитова, фото Екатерины Литвиненко
 

Автор Admin | Posted in Без рубрики | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.

Tagged: ,



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *